Примерный режим дня ребенка
Утренний подъем — 7.00—7.30
Завтрак — 8.10—8.30
Прогулка — 9.30—11.30
Обед — 12.00
Дневной сон — 12.30—15.00
Полдник — 15.30
Прогулка — 16.30—17.30
Ужин — 19.00
Приготовления ко сну — 20.00—21.00.
Ночной сон — 21.00—7.00.
Приучите ребенка вставать хотя бы за час до того времени, в которое ему нужно будет в дальнейшем выходить из дома утром. Попытайтесь смоделировать ситуацию «тихого часа». Если ваш ребенок уже не спит днем, приучите его просто спокойно лежать в постели.
Постарайтесь максимально приблизить меню ребенка к детсадовскому, устраните перекусы. На завтрак в детском саду дети обычно едят кашу, в обед — суп и второе мясное блюдо с гарниром из овощей. Все продукты и блюда должны быть знакомы ребенку.
Промаркируйте все предметы одежды, которую ребенок будет носить в саду. Объясните ему, что в детский сад надо брать только те игрушки, которые он готов поделиться с другими детьми. Ребенка, поступающего в ясли, надо приучать самостоятельно играть с игрушками. Очень мешает нормальной адаптации наличие таких вредных привычек, как потребность в укачивании, сосание пустышки и др.
Большое внимание уделите своевременному формированию навыков самообслуживания. Двухлетний малыш должен уметь самостоятельно пить из кружки, есть ложкой из тарелки, проситься на горшок. Вашему ребенку будет гораздо легче адаптироваться к детскому саду, если он заранее освоит полезные бытовые навыки. В первую очередь стоит научить его самостоятельно мыть руки с мылом и вытирать их насухо. Обычно трехлетний малыш гордится, что уже умеет все это делать, а родителям нужно только поддерживать в нем это чувство.
Детям всех возрастов, впервые поступающим в дошкольное учреждение рекомендуется укороченное время пребывания в нем. Чтобы помочь ребенку привыкнуть к коллективу, в первое время приводите его в сад не на полный день, а на несколько часов. По мере адаптации к новым условиям можно постепенно увеличивать время его пребывания в группе. Почти все дети плачут по утрам в первые дни посещения детского сада. И это нормально. Наоборот, было бы странно, если бы ребенок с радостью ушел бы от мамы в абсолютно неизвестное, новое для него место. Своим криком малыш показывает, что он вас любит и не хочет с вами расставаться. Особенно сильно это проявляется у детей, которые практически все время проводят только с мамами. За несколько недель до поступления в ДОУ оставляйте малыша с бабушкой или другими родственниками. Покажите ему, что вы всегда возвращаетесь в условленное время, как и обещали. Приведя ребенка в детский сад, не затягивайте прощание, мягко отстранитесь от него и сразу уходите, не оглядывайтесь и не стойте часами под окнами. Не уходите незаметно. Если малыш не увидел, как вы ушли, то на следующий день он будет больше волноваться и не отпускать вас. Спросите у воспитателей, что происходит после вашего ухода. Если ребенок плачет только при вас, а затем быстро успокаивается — все нормально. Некоторые дети меньше беспокоятся, если их отводит в сад не мама, а папа или кто-нибудь из родственников.
Не старайтесь форсировать события. Воспитатели подскажут вам, когда ребенка уже можно оставить на более длительное время или даже на полный день.
Обязательно предупредите воспитателей о привычках вашего ребенка, об особенностях характера. Утром, приведя малыша в сад, поставьте в известность персонал группы об изменениях в его поведении и состоянии. Советы воспитателя, медицинской сестры и врача помогут быстрее справиться со всеми трудностями периода адаптации.
Перед тем как забрать малыша домой, расспросите воспитателей о том, как ребенок себя вел, прислушайтесь к их рекомендациям.
Забирая ребенка из детского сада, расспросите его о прошедшем дне, приласкайте и похвалите за успехи. Создайте дома щадящий режим, больше времени проводите с малышом, гуляйте, играйте с ним в тихие игры. Исключите лишние раздражители: по возможности не включайте телевизор.
В период привыкания ребенка к дошкольному учреждению не следует ходить с ним в гости, в кино или театр, так как это создает дополнительную нагрузку на нервную систему малыша. В адаптационный период он может становиться раздражительным, особенно требовательным к вниманию взрослых. Спокойное, ласковое, бережное отношение к ребенку поможет ему справиться с эмоциональным дискомфортом, вызванным пребыванием к новой обстановке. Запаситесь терпением. Некоторые дети привыкают к саду быстро, другим нужно несколько недель.
Состоянием адаптированное можно считать комплекс признаков, включающий адекватное поведение, спокойный глубокий сон, хороший аппетит, игровую, речевую активность, установление положительных контактов со взрослыми и детьми.
Процесс привыкания малыша к детскому коллективу в среднем длится около месяца. В это время маме рекомендуется быть дома (или кому-либо из близких взять на этот период отпуск). Когда ребенок привыкнет к условиям детского сада, она сможет спокойно выйти на работу.