Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Старостина Марина Евгеньевна

Г. Нижний Новгород, МАДОУ №394 «Парус»

starmar76@yandex.ru

          Аннотация. В данной статье подчеркнута актуальность экологического образования детей дошкольного возраста, развития социально-экологических представлений, осознанно-правильного отношения к миру. Рассматривается познавательно-исследовательская деятельность как условие экологического образования воспитанников.

 

«Чтобы беречь природу, надо её любить, чтобы полюбить – надо узнать. Узнав, невозможно не полюбить» Сладков Н. И.

В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание человека всех возрастов и профессий. В мировой практике экологическое образование рассматривается как важнейшая мера преодоления экологической опасности. Международным экологическим движением оно признается как приоритетное направление совершенствования общеобразовательных систем и педагогических исследований.

В Законе РФ «Об охране окружающей природной среды» (1991г.) раскрывающем проблемы экологического образования в стране, утверждается всеобщность, комплексность и непрерывность экологического образования и воспитания, которые охватывают весь процесс дошкольного и школьного воспитания и образования, профессиональной подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях.

Решение данной задачи на уровне дошкольного возраста представляет переход от традиционно сложившейся системы ознакомления детей с природой к системе экологического образования. В систему работы с дошкольниками введено понятие «социально-экологические представления», т.е. чувственно- наглядные, обобщенные образы предметов и явлений природной и социальной действительности, отражающие основные виды и способы взаимодействия человека и общества с окружающей средой. С этой точки зрения, экологическое образование дошкольников представляет собой процесс формирования осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Это отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в дошкольной организации и в семье. Он узнает, что все живое, в том числе и человек, имеет определенные потребности, удовлетворить которые может лишь при наличии определенных внешних условий - среды обитания, пригодной для того или иного организма.

В разработке вопросов экологического образования детей большое внимание уделяется методике его организации. Долгое время в дошкольном образовании преобладал объяснительно-иллюстративный метод обучения, при котором педагог сообщает готовую информацию и готовый образец действий, а дети осуществляют воспроизводящую деятельность.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта в систему дошкольного образования изменились требования и к самому воспитателю, и к методам обучения и воспитания дошкольников. К концу дошкольного периода детства ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как умение видеть проблему и ставить вопросы, доказывать, делать выводы, высказывать предположения и строить планы по их проверке. Данные умения в полной мере развиваются в ходе организации детской познавательно-исследовательской деятельности.

Любой здоровый ребёнок вовлечён в исследовательский поиск практически постоянно. Наша задача – помочь ему в проведении этих исследований, сделать их полезными  и безопасными для самого исследователя и его окружения. Эта помощь требуется сначала на всех этапах: при выборе предмета исследования, поиске методов его изучения, сборе и обобщении материала, доведении полученного продукта до логического завершения, представлении и защите результатов, полученных в исследовании.

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной исследовательской деятельности, ребёнок расширяет представления о живом и растительном мире. Он учится в совместной деятельности  со сверстниками, взрослыми собирать и анализировать информацию, общаться, делать выводы, умозаключения. Все это в полной мере способствует формированию у ребенка целостной картины мира, а также саморазвитию личности, воспитанию у него целеустремленности и самоуважения. Делая упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, целенаправленно устремляя их на достижение определенных познавательных задач, можно добиться ожидаемых положительных результатов в любом виде деятельности.

Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность в образовательном процессе дошкольной организации  – это, на сегодняшний день, один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам образования.

Наиболее ярко выраженным методом организации познавательно-исследовательской деятельности детей по проблеме экологического образования является метод экологических проектов. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. В основу детско-взрослой познавательно-исследовательской деятельности были положены различные проблемные ситуации, предложенные детьми: Почему в наших лесах не водятся тигры и львы? Как зимуют медведь и ёж? Как спасаются животные от врагов? Как помочь исчезающим животным?

Разработка проекта как решения выдвинутой проблемы в синтезе различных видов детской деятельности позволило сделать процесс познавательно-исследовательской деятельности не только увлекательным, но и осознанным.

В процессе познавательно-исследовательской деятельности часто используется метод экспериментирования, являющийся, по словам Л.С. Выготского, основным способом познания ребенком мира.

Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр.

В процессе проведения опытов важно обеспечить активную практическую деятельность каждого ребенка, создать условия для развития речи-доказательства. Например, при лепке фигурки из мокрого и сухого песка дети рассуждают, какой песок лепится, почему; рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов – песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть.

Немаловажен и социальный аспект деятельности: развитие умений задавать вопросы (Как это сделать?), обращаться с просьбами (Давайте сделаем так, Давайте посмотрим, что будет, если…), распределить обязанности между участниками деятельности, совместно выполнить и обсудить поученные результаты.

Полноценному решению задачи развития социально-экологических представлений воспитанников способствует взаимосвязь познавательно-исследовательской и игровой деятельности. Дидактические игры «Большой – маленький», «Времена года», «С какого дерева листик?», «Назови, кто я?», «Помоги найти маму», «Где, чей домик?», «Оденем Машу на прогулку», «Накорми животных» были придуманы и выполнены совместно с детьми и родителями. Считаем, что процесс планирования и изготовления игры имеет больший воспитательный эффект для развития осознанного отношения детей к природному миру, чем даже сам процесс игры.

В процессе известных словесных игр «Съедобное – несъедобное», «Кто как кричит?», «Что лишнее?», «Узнай по голосу», «Хорошо-плохо», «Это кто к нам пришёл?» воспитательный эффект был достигнут при введении речи-доказательства (Почему ты так считаешь?).

Для более глубокого изучения темы «Домашние и дикие животные» изготовили мини-макеты «Скотный двор» и «Лесная поляна», здесь дети видят разницу жизни домашних и диких животных, а также учатся предвидеть последствия попадания живых организмов во враждебную им среду.

Таким образом, организация познавательно-исследовательской деятельности детей, развитие у них умений исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного экологического образования. Познавательно-исследовательская деятельность в мире природы, включающая решение проблемных ситуаций, реализацию проектов, проведение опытов, игр и др. ставит ребенка в позицию субъекта деятельности, тем самым способствует развитию социально-экологических представлений, основанных на понимании связей и зависимости умений и осознанного отношения к окружающей природной действительности.

 

Библиографический список.

  1. Взаимодействие общества и природы. Сборник статей / Под ред. Е. Т. Фаддеева. М., 1996.
  2. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: Творческий центр сфера, 2011.
  3. Дьюн Д.  Психология и педагогика мышления. – М.: Издательство Совершенство, 1997.
  4. Жерневская Т.В. Система сотрудничества с родителями как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников /Т.В. Жерневская, Л.А. Мальтнова //Управление дошкольным образовательным учреждением—2007 / №3.
  5. Игнатова В.А. Экологическая культура. - Тобольск: Изд-во ТГПИ им. Д.И. Менделеева,2002.
  6. Как знакомить дошкольников с природой /Под. ред.. П.Г. Саморкуовой.- М.: просвещение, 1983.
  7. Поддъяков А.Н. Проблемы изучения исследовательского поведения; об исследовательском поведении детей и не только детей. М., 1998.
  8. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. - Ярославль: Академия развития, 2003.
Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024