РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЦЕЛОСТНОСТИ И НЕПОВТОРИМОСТИ ПРИРОДНЫХ СООБЩЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бирюкова Н.Г., Промзелева Н.А.
г. Нижний Новгород
nadezhda.biryukova.71@mail.ru ;promfire@mail.ru
Аннотация. В данной статье раскрыта актуальность проблемы развития экологической культуры современного человека, важность дошкольного возраста в становлении ее начал. Представлен практический опыт реализации комплексной программы «Детский сад – дом радости» Н.М.Крыловой с детьми младшего дошкольного возраста по развитию представлений воспитанников о целостности и неповторимости природных сообществ.
…Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего, мир природы с безграничными богатствами явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
В. А Сухомлинский.
Предотвращение современного экологического кризиса не может ограничиваться принятием мер экономического или научно-технического содержания. Совершенно очевидно, что необходимо формирование у людей нового видения мира, нового типа экологического сознания – экоцентрического, который характеризуется отсутствием противопоставления человека и природы, восприятием природных объектов как полноправных субъектов. [15]
В период дошкольного детства ребенок только начинает осознавать свое место в мире людей и природы. Необходимо, уже с этого времени он начал воспринимать эти два мира как взаимосвязанные, а не противоположные. Важно дать ему возможность углубить свое естественное единство с природой, почувствовать близость к ней, научить жить в гармонии как с внешней природой, так и с собственным физическим «я», что соответствует новой экоцентрической парадигме. Добиться последнего можно только тогда, когда отношение ребенка к природе не будет испорчено грубым прагматизмом, представлением о природе как о «кладовой» для человека.[4]
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в экологическом образовании и воспитании детей. Именно в это время формируется экологическая культура ребенка, включающая в себя знания о природе, о взаимосвязях в ней и способах ее сохранения (В.П.Арсентьева, Л.Д.Бобылева, Е.В. Гончарова, Н.А. Гуняга, Н.Н.Кондратьева, Р.Левина, С.Н.Николаева, Д.Ф. Петяева, Л.И. Пономарева, Р.Ю. Посылкина, Н.А. Рыжова, В.Рыньков, Т.В.Христовская, С.Е. Шукшина и др.); эстетические и этические чувства (Л.А.Абрамян, А.В.Запорожец, В.К.Котырло, А.Д.Кошелева, В.С.Мухина, Л.П.Стрелкова, Г. Филиппова, С.Г.Якобсон и др.); интерес к природе и проблемам ее охраны; деятельность по сохранению и улучшению природной среды; навыки культурного поведения в природе, а также мотивы, побуждающие к соблюдению норм поведения в природе (В.Г.Грецова, М.К.Ибраимова, Г.В.Кирикэ, Г.И. Островская, А.А.Петрикевич, З.П.Плохий).
Таким образом, во многих педагогических исследованиях прослеживается
идея триединства знаний, чувств и деятельности в воспитании у детей дошкольного возраста гуманного отношения к природе. [4]
В комплексной программе «Детский сад – дом радости», реализуемой в нашем дошкольном учреждении, основной задачей является формирование у дошкольников основ экологической воспитанности. Данное понятие является интегрированным и включает в себя:
- развитие представлений ребенка об окружающем мире посредством привлечения его к обсуждению вопросов познавательного характера (предметы и их назначение, материалы и их использование в предметах, разных видах деятельности человека, жизнь и привычки животных и т.д.);
- приобретение ребенком так называемой «избыточной информации»;
- развитие любознательности, «аппетита» к самостоятельному приобретению знаний; стимулирование познавательной активности каждого ребенка в процессе общения.[6]
Содержание программы уже с младшего дошкольного возраста предполагает содействие развитию представлений детей о взаимосвязи живой и неживой природы через овладение понятием «природные сообщества» (лес, луг, водоем и т.д.), знакомство с особенностями неживой природы.
С детьми рассматриваются определенные понятия, несущие системное, научно-обоснованное содержание:
Лес (парк) – дом для растений и животных: лес (парк) – сообщество растений, этажи этого дома – травы, кустарники, деревья; что лес (парк) – это сообщество животных. Лесной (парковый) пейзаж и жизнь обитателей меняются в разные сезоны. В лесу (парке) растения и животные находят все самое необходимое для жизни. Они в лесу дома, а человек – гость. Правила поведения в лесу (парке).
Луг – дом для трав и насекомых; это дом разных обитателей, сообщество трав и мелких животных, которые могут среди трав спрятаться; названия и вид некоторых трав, насекомых и птиц, живущих на лугу. Луговой пейзаж и жизнь обитателей луга меняются в разные сезоны. На лугу растения и животные находят все необходимое для их жизни, это их дом, а человек приходит туда в гости. Правила поведения на лугу.
Водоем – дом для животных и растений: знания об обитателях водоема – животных, растениях; изменение пейзажа в разные сезоны; у водоема.
Огород, сад, поле – сообщества растений, посаженных человеком, за которыми он ухаживает. Знания о пищевых растениях, о животных – обитателях этих сообществ; сезонные работы; изменения пейзажа в разные времена года. [6]
В комплексной программе «Детский сад – дом радости», реализуемой в нашем дошкольном учреждении, экологическое образование детей осуществляется в процессе интеграции различных видов деятельности. Раздел программы реализуется с помощью разнообразных форм и методов работы с детьми, традиционных для дошкольной педагогики, разработанных П.Г. Саморуковой, Н.Н. Поддьяковым, В.И.Логиновой, Р.С. Буре и др. Большое значение в жизни малышей имеет детское экспериментирование. Дети проводят много опытов, познавая «внутреннее содержание внешнего мира». В образовательном процессе используются игры как с готовым содержанием и правилами, так и требующие творческих подходов, наблюдения, опытническая деятельность, конструктивная деятельность, занятия, подвижные игры, а также создание предметно-развивающей среды с пополнением ее «мирами» (избыточной информацией о разнообразии природных сообществ).
Грамотная организация предметно-развивающей среды экологического содержания обеспечит становление у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, поможет сформировать познавательное отношение к ней и обеспечит становление ценностного отношения ко всему живому.
Предметно - пространственная среда, основанная на программе «Детский сад – Дом радости» содействует обогащению развития ребенка как неповторимой индивидуальности в условиях технологически выстроенного образовательного процесса.
Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Программа предусматривает выделение микро- и макросреды и их составляющих. Микросреда – это внутреннее оформление помещений, макросреда – это ближайшее окружение детского сада.
Пространство систематически изменятся в соответствии:
- с сезоном;
- расширением и углублением представлений детей об окружающих нас «мирах»;
- видом деятельности, которой в данный момент заняты;
- количеством участников. [7]
В группе предполагается создание определенных миров, имеющих избыточную информации.
это мобильные средовые элементы, создаваемые детьми вместе с взрослыми и выполняющие функции более глубокого и разностороннего овладения воспитанниками содержанием текущих познавательных тем, развития познавательных интересов и индивидуальных Мини-музеи («Миры») –
Экологическое окно. Это дидактический элемент среды, предназначенный для моделирования экосистем и биоценозов. Специфика и образовательные ресурсы этого компонента среды связаны с возможностями систематизации экологических знаний и опыта детей, развития экологического отношения, потребностей. Достоинством «экологического окна» является возможность применения его как комплексного средства решения образовательных задач.
Также совместно с детьми делаются посадки лука, фасоли. При опытнической работе в уголке природы дети не только знакомятся с этими растениями, но и выясняют, что они действительно живые организмы (они растут, им нужен уход, полив, свет и т.д.).
Особое место и значение в системе экологического образования дошкольников занимают дидактические, словесные, подвижные игры. В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе. Вместе с тем данная игра оказывает влияние на развитие мыслительных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, сериация и пр.), развивает память и внимание. Нельзя не отметить и то, что дидактические игры способствуют становлению личностных качеств детей (способность играть вместе, договариваться в процессе игры и пр.).
Большое значение для развития знаний детей о разнообразии фруктов, овощей, травянистых растениях, употребляемых в пищу, обогащения словаря имеет метод «опробования» яблока, груши, редиса, репы, салата, укропа, петрушки, чернослива, различных ягод, который проводится перед завтраком. Данная деятельность эффективна при дальнейшем обучении детей отгадыванию и придумыванию загадок.
Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. В некоторых отражаются явления неживой природы. К таким играм относятся, например, «Наседка с цыплятами», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Волки и овцы» и т. д. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.
Большое значение для развития детей имеют творческие игры, связанные с природой. В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни. Игры организуются и проводятся по инициативе самих детей в процессе их самостоятельной деятельности. В них отражаются ранее освоенные детьми знания о труде взрослых в природе (работа на птицеферме, в свинарнике, теплице и т. д.), идет процесс осознания значения труда взрослых, формируется положительное отношение к нему.
Необходимо создавать определенные условия для развертывания творческих игр природоведческого содержания: в группах есть специальные наборы игрушек – животные, овощи, фрукты, сельскохозяйственные машины и т. д.
Основным методом в экологическом развитии детей дошкольного возраста являются наблюдения. И поэтому на прогулках дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. В процессе наблюдений приучаем детей всматриваться в предмет и подмечать его характерные особенности. Кроме того, наблюдение важно ещё и тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленных на познание или практическое преобразование природы (уход за растениями и животными, изодеятельность и рассказы детей на основе наблюдений и т. д.).
Чтобы экологическое развитие детей было полноценным, система работы в детском саду сочетается с работой семьи в данном направлении, так как именно семья дает детям первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности в природе, показывает пример отношения к объектам растительного и животного мира.
Таким образом, процесс формирования системы знаний о живой природе довольно длительный. Вводить, «погружать» ребёнка в жизнь природы надо постепенно, последовательно и целенаправленно. Чтобы сформировать у детей к концу дошкольного возраста систему знаний о живой природе, в свою работу мы включаем систему разнообразных форм, методов и приёмов, отраженных в комплексной программе «Детский сад – дом радости». По результатам мониторинга детской деятельности отмечается повышение уровня сформированности представлений о представителях животного и растительного мира; понимание взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений, проявление интереса и эмоциональное выражение своего отношения к животным, птицам и насекомым.
Но детям ещё многое предстоит узнать и многому научиться. Поэтому свою работу по формированию знаний о живой природе у детей дошкольного возраста мы продолжим в дальнейшем.
Результатом такой работы должно стать не только овладение определенными знаниями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, облагораживать природу.
Библиографический список.
- Аверьянов А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. М., 1985.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
- Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 56с.
- Казаручик Г. Н. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста: Издательство «Национальный институт образования». Обл. мягкая. 72 с.
- Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 144с.
- Крылова Н.М. Детский сад – Дом радости: Программа целостного, комплексного, интегративного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности / Перм. Гос. Пед. Ун-т. – Пермь.2005. – 448с.
- Крылова Н.М. Детский сад — Дом радости. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М., 2013.
- Крылова Н.М. «Лесенка успеха», или Три грани научно-методической системы. 2-е изд. СПб., 2013.
- Крылова Н.М., Тимошенко Л.В. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы «Детский сад — Дом радости». М., 2013
- Куликовская И.Э. Педагогические условия становления целостной картины мира у дошкольников. М., 2002. Мазурина А. Ф. Наблюдения и труд в природе. М.: Просвещение, 1976. - 86с.
- Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М.: Просвещение, 2002. - 144с.
- Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 2002. - 203стр.
- Рогожкин А. Г. Энциклопедический словарь юного натуралиста, М.: Педагогика, 1981. - 406с.
- Сухомлинский В. А. О воспитании. М.: Педагогика, 1982. - 416с.
- Швейцер, А. Благоговение перед жизнью : пер. с нем. / А. Швейцер ; сост. и посл. А.А. Гусейнова; общ.ред. А.А. Гусейнова и М.Г. Селезнева. – М.: Прогресс, 1992. – 576 с.