Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Форма входа

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЦЕЛОСТНОСТИ И НЕПОВТОРИМОСТИ ПРИРОДНЫХ СООБЩЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Бирюкова Н.Г., Промзелева Н.А.

г. Нижний Новгород

nadezhda.biryukova.71@mail.ru ;promfire@mail.ru

 

Аннотация. В данной статье раскрыта актуальность проблемы развития экологической культуры современного человека, важность дошкольного возраста в становлении ее начал. Представлен практический опыт реализации комплексной программы «Детский сад – дом радости» Н.М.Крыловой с детьми младшего дошкольного возраста по развитию представлений воспитанников о целостности и неповторимости природных сообществ.

 

…Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего,  мир природы с безграничными богатствами явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.

В. А Сухомлинский.

Предотвращение современного экологического кризиса не может ограничиваться принятием мер экономического или научно-технического содержания. Совершенно очевидно, что необходимо формирование у людей нового видения мира, нового типа экологического сознания – экоцентрического, который характеризуется отсутствием противопоставления человека и природы, восприятием природных объектов как полноправных субъектов. [15]

В период дошкольного детства ребенок только начинает осознавать свое место в мире людей и природы. Необходимо, уже с этого времени он начал воспринимать эти два мира как взаимосвязанные, а не противоположные. Важно дать ему возможность углубить свое естественное единство с природой, почувствовать близость к ней, научить жить в гармонии как с внешней природой, так и с собственным физическим «я», что соответствует новой экоцентрической парадигме. Добиться последнего можно только тогда, когда отношение ребенка к природе не будет испорчено грубым прагматизмом, представлением о природе как о «кладовой» для человека.[4]

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в экологическом образовании и воспитании детей. Именно в это время формируется экологическая культура ребенка, включающая в себя знания о природе, о взаимосвязях в ней и способах ее сохранения (В.П.Арсентьева, Л.Д.Бобылева, Е.В. Гончарова, Н.А. Гуняга, Н.Н.Кондратьева, Р.Левина, С.Н.Николаева, Д.Ф. Петяева, Л.И. Пономарева, Р.Ю. Посылкина, Н.А. Рыжова, В.Рыньков, Т.В.Христовская, С.Е. Шукшина и др.); эстетические и этические чувства (Л.А.Абрамян, А.В.Запорожец, В.К.Котырло, А.Д.Кошелева, В.С.Мухина, Л.П.Стрелкова, Г. Филиппова, С.Г.Якобсон и др.); интерес к природе и проблемам ее охраны; деятельность по сохранению и улучшению природной среды; навыки культурного поведения в природе, а также мотивы, побуждающие к соблюдению норм поведения в природе (В.Г.Грецова, М.К.Ибраимова, Г.В.Кирикэ, Г.И. Островская, А.А.Петрикевич, З.П.Плохий).

Таким образом, во многих педагогических исследованиях прослеживается

идея триединства знаний, чувств и деятельности в воспитании у детей дошкольного возраста гуманного отношения к природе. [4]

В комплексной программе «Детский сад – дом радости», реализуемой в нашем дошкольном учреждении, основной задачей является формирование у дошкольников основ экологической воспитанности. Данное понятие является интегрированным и включает в себя:

  • развитие представлений ребенка об окружающем мире посредством привлечения его к обсуждению вопросов познавательного характера (предметы и их назначение, материалы и их использование в предметах, разных видах деятельности человека, жизнь и привычки животных и т.д.);
  • приобретение ребенком так называемой «избыточной информации»;
  • развитие любознательности, «аппетита» к самостоятельному приобретению знаний; стимулирование познавательной активности каждого ребенка в процессе общения.[6]

Содержание программы уже с младшего дошкольного возраста предполагает содействие развитию представлений детей о взаимосвязи живой и неживой природы через овладение понятием «природные сообщества» (лес, луг, водоем и т.д.), знакомство с особенностями неживой природы.

С детьми рассматриваются определенные понятия, несущие системное, научно-обоснованное содержание:

Лес (парк) – дом для растений и животных: лес (парк) – сообщество растений, этажи этого дома – травы, кустарники, деревья; что лес (парк) – это сообщество животных. Лесной (парковый) пейзаж и жизнь обитателей меняются в разные сезоны. В лесу (парке) растения и животные находят все самое необходимое для жизни. Они в лесу дома, а человек – гость. Правила поведения в лесу (парке).

Луг – дом для трав и насекомых; это дом разных обитателей, сообщество трав и мелких животных, которые могут среди трав спрятаться; названия и вид некоторых трав, насекомых и птиц, живущих на лугу. Луговой пейзаж и жизнь обитателей луга меняются в разные сезоны. На лугу растения и животные находят все необходимое для их жизни, это их дом, а человек приходит туда в гости. Правила поведения на лугу.

Водоем – дом для животных и растений: знания об обитателях водоема – животных, растениях; изменение пейзажа в разные сезоны; у водоема.

Огород, сад, поле – сообщества растений, посаженных человеком, за которыми он ухаживает. Знания о пищевых растениях, о животных – обитателях этих сообществ; сезонные работы; изменения пейзажа в разные времена года. [6]

В комплексной программе «Детский сад – дом радости», реализуемой в нашем дошкольном учреждении, экологическое образование детей осуществляется в процессе интеграции различных видов деятельности. Раздел программы реализуется с помощью разнообразных форм и методов работы с детьми, традиционных для дошкольной педагогики, разработанных П.Г. Саморуковой, Н.Н. Поддьяковым, В.И.Логиновой, Р.С. Буре и др. Большое значение в жизни малышей имеет детское экспериментирование. Дети проводят много опытов, познавая «внутреннее содержание внешнего мира». В образовательном процессе используются игры как с готовым содержанием и правилами, так и требующие творческих подходов, наблюдения, опытническая деятельность, конструктивная деятельность, занятия, подвижные игры, а также создание предметно-развивающей среды с пополнением ее «мирами» (избыточной информацией о разнообразии природных сообществ).

Грамотная организация предметно-развивающей среды экологического содержания обеспечит становление у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, поможет сформировать познавательное отношение к ней и обеспечит становление ценностного отношения ко всему живому.

Предметно - пространственная среда, основанная на программе «Детский сад – Дом радости» содействует обогащению развития ребенка как неповторимой индивидуальности в условиях технологически выстроенного образовательного процесса.

Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Программа предусматривает выделение микро- и макросреды и их составляющих. Микросреда – это внутреннее оформление помещений, макросреда – это ближайшее окружение детского сада.

Пространство систематически изменятся в соответствии:

  •  с сезоном;
  •  расширением и углублением представлений детей об окружающих нас «мирах»;
  •  видом деятельности, которой в данный момент заняты;
  •  количеством участников. [7]

В группе предполагается создание определенных миров, имеющих избыточную информации.

это мобильные средовые элементы, создаваемые детьми вместе с взрослыми и выполняющие функции более глубокого и разностороннего овладения воспи­танниками содержанием текущих познавательных тем, развития познавательных интересов и индивидуальных Мини-музеи («Миры») – предпочтений. Данные элементы среды используются уже с младшей группы и их содержание связано с требованиями и задачами таких направлений развития детей, как познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое. Планы об­разовательной работы предусматривают специальное время для проведения работы в мини-музеях (познавательные и проблемно-игровые ситуации, минутки тишины, чтение художественной литературы и т.д.).

Развивающие «Миры» (полочки с предметами избыточной информации). Этот элемент среды обязателен тоже с младшего возраста. Он выполняет функции обогащения представлений детей (преимущественно в зоне неясных знаний), развития познавательной активности. Некоторые из развивающих полочек предназначены для презентации новых способов деятельности, перспективных замыслов, обозначения интересных тем для свободного общения. Это мобильный элемент среды, его содержание изменяется воспитателем не менее одного раза в 1—2 недели. В младшей группе – эти полки должны быть для малыша, как «чудо», которому он скоро научится. Кроме того, должны быть полки, отданные тому познавательному материалу, который в это время изучается с детьми. Это та форма совместной познавательно-речевой деятельности взрослого и ребенка, которая осуществляется в ходе всех режимных моментов.

Развивающие «Миры»  - это                 часть предметно-развивающей среды группы с подобранным материалом на полках, который согласно теории Л.С.Выготского,   имеет развивающее назначение: расширяют  объем и углубляют точность знаний («ясные знания»); пробуждают интерес к дальнейшему познанию, через избыточную информацию («не ясные знания»).

Для создания «миров» с избыточной, «не ясной» информацией используются иллюстрации (мир кошек: кошка, тигр, пантера, рысь и т.п.; мир рыб: речные, морские, аквариумные; мир насекомых; мир грибов; мир собак; и т.д.), фигурки животных из разных материалов; макеты: лес, луг, ферма, водоем.

 

Экологическое окно. Это дидактический элемент среды, предназначенный для моделирования экосистем и биоценозов. Специфика и образовательные ресурсы этого компонента среды связаны с возможностями систематизации экологических знаний и опыта детей, развития экологического отношения, потребностей. Достоинством «экологического окна» является возможность применения его как комплексного средства решения образовательных задач.

 

 

Организация зеленой зоны. В образовательной программе не предполагается самостоятельного труда детей в природе, поскольку воспитанникам дошкольного возраста недоступна трудовая деятельность на уровне экологической ответственности. В то же время некоторые живые объекты (растения) вносятся в группы как предметы познания (бальзамин, аспидистра, герань, цикламен), но уход за ними осуществляется взрослыми. Растений должно быть такое количество и разнообразие, которое, во-первых, обеспечивает содержание их в соответствии с их потребностями, во-вторых, не отвлекает силы воспитателя на уход за ними, ведь главное в группе – ребёнок; в-третьих способствует организации познавательной деятельности и созданию психологической атмосферы в группе.

Также совместно с детьми делаются посадки лука, фасоли. При опытнической работе в уголке природы дети не только знакомятся с этими растениями, но и выясняют, что они действительно живые организмы (они растут, им нужен уход, полив, свет и т.д.).

Особое место и значение в системе экологического образования дошкольников занимают дидактические, словесные, подвижные игры. В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе. Вместе с тем данная игра оказывает влияние на развитие мыслительных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, сериация и пр.), развивает память и внимание. Нельзя не отметить и то, что дидактические игры способствуют становлению личностных качеств детей (способность играть вместе, договариваться в процессе игры и пр.).

Дидактические, развивающие игры вносятся в среду по мере освоения их содержания, правил, способов организации как в совместной с педагогом деятельности, так и самоорганизацией (в соответствии с авторской технологией), начиная с младшей группы (от трех участников) и в последующих группах до полного состава. Их дифференциация осуществляется по признакам тематической направленности, видового разнообразия, возрастного соответствия: «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Малыши», «Растения», «Подбери листок» и т.д. В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Игры сопровождаются словом, которое либо предваряет восприятие картинки, либо сочетается с ним (у детей формируется умение по слову восстанавливать образ), а это требует быстрой реакции и мобилизации знаний. Подобные игры предназначены для небольшого числа играющих и используются в повседневной жизни.

В младшей группе дети чаще всего подбирают картинки с изображением цветов, овощей, фруктов, животных попарно или на общую карту.

Несложные задания («С какого дерева детки», «Узнай на вкус», «Парные картинки», «Разрезные картинки», «Найди маму», «Где чей дом» и т.д.) позволяют упражнять воспитанников в различении предметов по качествам и свойствам.

Большое значение для развития знаний детей о разнообразии фруктов, овощей, травянистых растениях, употребляемых в пищу, обогащения словаря имеет метод «опробования» яблока, груши, редиса, репы, салата, укропа, петрушки, чернослива, различных ягод, который проводится перед завтраком.  Данная деятельность эффективна при дальнейшем обучении детей отгадыванию и придумыванию загадок.

Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. В некоторых отражаются явления неживой природы. К таким играм относятся, например, «Наседка с цыплятами», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Волки и овцы» и т. д. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.

Большое значение для развития детей имеют творческие игры, связанные с природой. В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни. Игры организуются и проводятся по инициативе самих детей в процессе их самостоятельной деятельности. В них отражаются ранее освоенные детьми знания о труде взрослых в природе (работа на птицеферме, в свинарнике, теплице и т. д.), идет процесс осознания значения труда взрослых, формируется положительное отношение к нему.
Необходимо создавать определенные условия для развертывания творческих игр природоведческого содержания: в группах есть специальные наборы игрушек – животные, овощи, фрукты, сельскохозяйственные машины и т. д.

Основным методом в экологическом развитии детей дошкольного возраста являются наблюдения.  И поэтому на прогулках дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. В процессе наблюдений приучаем детей всматриваться в предмет и подмечать его характерные особенности. Кроме того, наблюдение важно ещё и тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленных на познание или практическое преобразование природы (уход за растениями и животными, изодеятельность и рассказы детей на основе наблюдений и т. д.).

Чтобы экологическое развитие детей было полноценным, система работы в детском саду сочетается с работой семьи в данном направлении, так как именно семья дает детям первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности в природе, показывает пример отношения к объектам растительного и животного мира.

Таким образом, процесс формирования системы знаний о живой природе довольно длительный. Вводить, «погружать» ребёнка в жизнь природы надо постепенно, последовательно и целенаправленно. Чтобы сформировать у детей к концу дошкольного возраста систему знаний о живой природе, в свою работу мы включаем систему разнообразных форм, методов и приёмов, отраженных в комплексной программе  «Детский сад – дом радости». По результатам мониторинга детской деятельности отмечается повышение уровня сформированности представлений о представителях животного и растительного мира; понимание взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений, проявление интереса и эмоциональное выражение своего отношения к животным, птицам и насекомым.

Но детям ещё многое предстоит узнать и многому научиться. Поэтому свою работу по формированию знаний о живой природе у детей дошкольного возраста мы продолжим в дальнейшем.

Результатом такой работы должно стать не только овладение определенными знаниями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, облагораживать природу.

 

Библиографический список.

  1. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. М., 1985.
  2. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
  3. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 56с.
  4. Казаручик Г. Н. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста: Издательство «Национальный институт образования». Обл. мягкая. 72 с.
  5. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 144с.
  6. Крылова Н.М. Детский сад – Дом радости: Программа целостного, комплексного, интегративного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности / Перм. Гос. Пед. Ун-т. – Пермь.2005. – 448с.
  7. Крылова Н.М. Детский сад — Дом радости. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М., 2013.
  8. Крылова Н.М. «Лесенка успеха», или Три грани научно-методической системы. 2-е изд. СПб., 2013.
  9. Крылова Н.М., Тимошенко Л.В. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы «Детский сад — Дом радости». М., 2013
  10.  Куликовская И.Э. Педагогические условия становления целостной картины мира у дошкольников. М., 2002. Мазурина А. Ф. Наблюдения и труд в природе. М.: Просвещение, 1976. - 86с.
  11.  Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М.: Просвещение, 2002. - 144с.
  12.  Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 2002. - 203стр.
  13.  Рогожкин А. Г. Энциклопедический словарь юного натуралиста, М.: Педагогика, 1981. - 406с.
  14.  Сухомлинский В. А. О воспитании. М.: Педагогика, 1982. - 416с.
  15.  Швейцер, А. Благоговение перед жизнью : пер. с нем. / А. Швейцер ; сост. и посл. А.А. Гусейнова; общ.ред. А.А. Гусейнова и М.Г. Селезнева. – М.: Прогресс, 1992. – 576 с.

 

 

Поиск

Календарь
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024