Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мазова Елена Александровна

г.Нижний Новгород

dsad394parus@mail.ru

 

Аннотация. В данной статье рассматривается связь музыки и экологии, возможность использования видов музыкальной деятельности в эколого-эстетическом воспитании дошкольников, представлен опыт работы по формированию у детей основ экологической культуры через различные виды музыкальной деятельности.

 

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема взаимодействия человека с окружающей средой. Глобальные климатические изменения, уменьшение запасов питьевой воды, истощение природных ресурсов, угроза истребления многих видов растений и животных и множество других экологических проблем являются следствием постоянных химических «нагрузок», загрязнений окружающей среды и  потребительского отношения к природным ресурсам. Данная проблема порождается низким уровнем сформированности экологической культуры современного населения планеты. Экологическая культура как одна из фундаментальных общечеловеческих ценностей заключается в осознанно-правильном отношении к природе во всем ее многообразии, к материалам и вещам природного происхождения.

Теоретические и экспериментальные исследования Е. В. Гончаровой, Н. Н. Кондратьевой, С. Н. Николаевой, С. В. Петериной, Н. А. Рыжовой установили, что в формировании экологической культуры особая значимая роль отводится дошкольному детству. Это интенсивный период для развития положительного отношения к окружающей действительности, формирования нравственно-этических норм поведения, приобретения ярких эмоциональных впечатлений, которые надолго остаются в памяти человека. Чем раньше начнут закладываться основы экологической культуры, тем будет выше ее уровень, в связи с этим экологическое образование дошкольников имеет важнейшее значение.

В процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года рассматривает экологическое воспитание, как развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.

Значение экологического воспитания ребенка-дошкольника подчеркивается и учеными. Так, В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, закалял волю и облагораживал сердце. Он считал, что экологическое воспитание дошкольников невозможно без «воспитания сердца».

Здесь на помощь взрослому (педагогу, родителю) приходит музыка. Она помогает увидеть красоту природы, любить и оберегать ее, зажечь в сердцах детей высшие человеческие чувства. Да и сама музыка рождается благодаря великой природе. Доказательством этого может послужить высказывание великого немецкого композитора Бетховена: «Вы меня спросите, откуда я беру свои идеи? – Я улавливаю их на лоне природы, в лесу, на прогулках, в тиши ночи, ранним утром, возбужденный настроениями, которые у поэта выражаются словами, а у меня превращаются в звуки, звучат, бушуют, пока не встанут предо мной в виде нот».

Для более полно использования музыки в экологическом воспитании необходима продуманная система обучения и воспитания, а также создание условий, учитывающих возрастные и индивидуальные особенности детей.

Актуальной целью нашей работы стала постижение мира природы через музыкальные образы, воспитание гармонически развитой личности.

Цель конкретизировали через следующие задачи:

- формировать эстетический вкус, расширяя знания детей о природе;

- развить музыкальные способности, духовно-нравственные качества ребенка через ознакомление с шедеврами мировой музыкальной культуры;
- знакомить детей с окружающими звуками природы, подражая тембрам музыкальных инструментов и игрушек;

- углублять представления детей об изобразительных возможностях музыки в передаче картин природы;

- систематизировать знания детей об окружающем мире, используя музыкальные произведения;

- передавать свое отношение к окружающему миру через виды музыкальной деятельности;

- воспитывать бережное отношение к миру природы.

В своей работе мы наиболее активно используем следующие методы: игровой, проектный, исследовательский, проблемный, моделирования.

Создание проблемно-игровых ситуаций побуждает воспитанников к принятию и реализации различных проектов. Например,  проект «Братья наши меньшие» позволил актуализировать познавательные представления и речевые умения детей о животных и их детенышах средствами музыки, во время проекта «Будь природе другом» дети при помощи различных песенных композиций научили быть доброй Бабу-Ягу. Участвуя в проекте «Музыкальная лаборатория», дети вместе с родителями смастерили нетрадиционные шумовые инструменты, тембр которых напоминал звуки природы.

В своей работе широко используем метод моделирования. С помощью разработанных моделей с тремя кругами «Танцевальная разминка», «Мы – композиторы» дети сочиняют песни животных различного характера, составляют образные танцы с различными атрибутами.

Большую роль для развития экологической культуры играют образные упражнения. С целью знакомства детей с музыкальными и немузыкальными звуками проводим творческие упражнения на развитие слухового восприятия: «Колпачок и палочка», «Стеклянный – деревянный», «Кто что услышит», «Слушаем погоду», «Шумные инструменты». После изучения различных звуков родители вместе с детьми составляли творческие рассказы «Песенка дождя», «Песенка ветра», «Песенка колокольчика».

Музыкальное занятие остается ведущей формой овладения детьми музыкальной деятельностью. Тема экологического воспитания прослеживается во всех его частях. Например, выполняя музыкально-ритмические движения, дети младших групп представляют себя птичками («Скворушки» А.Филиппенко), зайчиками («Зайчики» Е.Тиличеевой), мишками («Мишка» М.Раухвергера). В сюжетах несложных танцев часто присутствует образ животного, растения или какого-либо природного явления: «Воробушки и грибочки» А.Жилинского, «Красные рябинки А.Филиппенко, «Пляска с листочками» А.Филиппенко, «Дождик» Н.Любарского и др. Через музыкальные образы ребенок познает прекрасное в окружающей действительности, в природе. Дети узнают, что кошечка – это мама котят, курочка – мама цыплят, как нельзя обижать своих мам, так и нельзя обижать животных. А если ребята поют «Пейте дети молоко – будете  здоровы», то, конечно же, с любовью они будут относиться к корове, зная, что она дает молоко.

Знакомясь с новым музыкальным материалом, необходимо провести с детьми беседу. Разучивая в средней группе «Огородную-хороводную» Б.Можжевелова  рассуждали о приметах осени, об урожае, выращенном на огороде. Перед исполнением песни «Скворушка прощается» А. Попатенко вспомнили о перелетных птицах, а перед пением песенки «Пчела жужжит» Т.Ломовой разговаривали с детьми о том, что даже к самым маленьким насекомым нужно относиться бережно. Так, постепенно дети начинают понимать необходимость заботы о животном и растительном мире.

Раздел «Слушание музыки» (экологически ориентированный) очень хорошо представлен в программе О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры», в теме III «Музыка рассказывает о животных и птицах», и IV - «Природа и музыка». В пьесе «Зима» М. Крутицкого в мелодии преобладает низкий регистр, и дети представляют суровое, снежное время года. В произведении «Белка» Н.Римского-Корсакова дети воспринимают легкое, изящное звучание пьесы в высоком регистре, и различают образ проворной и игривой белки, грызущей орешки. Чтобы углубить впечатления детей от прослушанной музыки, мы рассказывали отрывок из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане». Наряду с произведениями классической музыки, нужно включать в слушание детей произведения, написанные детскими композиторами: песни Т.Морозовой «Разноцветная осень», «Воробушек», «Весна-красна», «Дождик», песни Варламова «Оленёнок», «Про жирафа», «Черепаха», «Лето», песни М. Парцхаладзе «Плаксы-сосульки», «Кто построил радугу», «Море-море», «Про кита». Дети не только любят их слушать, но с удовольствием исполняют.

При слушании музыки полезно предложить детям бумагу и краски. «Рисование» музыки помогает ребятам более яркому её восприятию, развитию ладового чувства. Дети рисуют солнце, радугу, цветы, если музыка мажорная, дождь и тучи – если слышат минорную музыку. Интеграция музыки и рисования помогает детям глубже понять музыкальные произведения, их характер, через картины природы выразить свои эмоции, чувства и настроение. При проведении таких занятий можно оттолкнуться и от обратного: предложить детям посмотреть за окно, поговорить о том, какая сегодня на улице погода, нарисовать увиденную картинку, а затем прослушать два музыкальных отрывка и соотнести состояние природы с прослушанной музыкой. Такие задания активизируют творческое воображение детей, и они более активно и уверенно начинают выражать свое отношение к окружающему миру.

На музыкальных занятиях мы с детьми часто отправляемся на прогулку в лес, путешествуем по разным временам года. Воспитанники выполняют музыкальные этюды, изображая деревья, цветы и животных, слушают и поют песни о том, как красив наш край, о солнце, о листве – обо всем, что нас окружает. Если мы сравниваем в песне облака с белыми лошадками, то, выйдя на улицу, дети смотрят подолгу в небо и, конечно же, хотят, чтобы было оно голубым и чистым.

Значение праздников и развлечений как формы экологического воспитания трудно переоценить. Как показывают многие исследования, гармоничное становление личности ребенка невозможно без эмоционального отношения к окружающему миру. На чувства детей в комплексе оказывают влияние красочное художественное оформление праздника, музыкальное сопровождение, художественное слово, костюмы персонажей и т.д.

Желание детей выступать на празднике, играть главную роль ведет к тому, что у детей возрастает интерес к разучиваемому материалу, а многократность повторения песен, движений, сценок ведет к более полному осмыслению экологических проблем и знаний.

При составлении сценариев экологических праздников мы часто опираемся на материал народного творчества. Русский фольклор отражает поэтический образ природы, воспевает красоту лесов, полей, рек. Все это прекрасно окрашивается музыкой.

Из всего вышесказанного следует отметить, что использование разных видов музыкальной деятельности способствует успешному формированию у детей дошкольного возраста основ экологической культуры. Музыка оказывает большое влияние на чувства дошкольников: учит любить, ценить, страдать. Поэтому, чем раньше ребенок соприкоснется с музыкой, тем успешнее будут решаться задачи экологического воспитания. В этом общении, руководимом умелым взрослым, у детей накапливается эмоционально-позитивный опыт общения с природой, воспитывается гуманное отношение к окружающему миру.

 

Библиографический список

1.Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду – М.: Просвещение – 1989. – 270с.

2.Гончарова Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. – 326 с.

3.Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н., Маневцова Л.М., Терентьева Е.Ф. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников Детство-Пресс - 2003. – 320с.

4.Луконина Н., Чадова Л. Утренники в детском саду. Сценарии о природе. - М.: Айрис Пресс, 2003. – 112с.

5.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. - М.: Просвещение, 2001. – 184с.

6.Петерина С.В. - Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста - М.: Просвещение, 1986. – 96с.

7.Радынова О.П. Музыкальные шедевры.Авторская программа и методические рекомендации. – М.:  Гном-Пресс, 1999 – 80с.

8.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000. – 432с.

9.Рыжова Н.А. О программах экологического образования дошкольников. Дошкольное образование №11, 2004.

10.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радянская школа, 1972. – 288с.

11.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 96с.

12.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024