Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Кутасова Надежда Валерьевна,

Лебедева Наталия Ивановна

Россия, г. Нижний Новгород

e-mail:dsad394parus@mail.ru

 

Аннотация. В статье представлены значение и показатели эколого-профессиональной  компетентности педагогов, походы к процессу организации саморазвития специалистов дошкольного образования в единстве компонентов развития личностной экологической культуры и профессиональной деятельности.

 

Образование сегодняшнего дня ориентировано на компетентностную модель профессиональной подготовки специалиста. Эта тенденция определена современными нормативными документами: Федеральными государственными образовательными стандартами, Профессиональным стандартом педагога и связана с объективной необходимостью обеспечения качества деятельности всех специалистов системы образования, включая дошкольных работников, т.к. дошкольное образование впервые признано полноценным уровнем в системе общего образования.

Ориентация на подготовку компетентностного педагога является тенденцией последнего десятилетия, и в научной литературе описаны различные авторские концепции и подходы  к определению сущности понятия,  к структуре профессиональной педагогической компетентности, к ее формированию (А.С. Белкин, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.В. Нестеров, А.В. Хуторской).

При рассмотрении процесса образования как приобщения человека к культуре, а его результата – социализации обучающегося, готовности к адекватному «Бытию» в широком философском понимании этого термина, современное отношение к профессионалу базируется на наличии у него уровня экологической культуры. По словам С.Н.Глазачева и О.С.Анисимова – это «культура нового качества, в которой реализуются сущностные силы человека, его духовно-нравственный потенциал, гармонизирующий отношение духа, сознания и бытия человека» [1].

Современное экологическое образование приобретает отчетливый социокультурный акцент, поскольку в методологическом отношении изучение экологии направлено на систему взаимодействия человека с окружающей его социоприродной средой и на определение места и роли человека в этой системе.

Актуальность эколого-гуманитарной парадигмы в современном культурно-образовательном пространстве, на наш взгляд, удачно подчеркнута в работе Е.В.Холодиловой: «…Экзистенциальный кризис, порожденный противостоянием человека и природы, делает первоочередной задачу преодоления автотрофного характера человеческой активности. Научно-техническая стратегия все более нуждается в воссоединении со стратегией нравственной, что и предстает как главная идея экологического образования» [2].

Поэтому очевидна необходимость формирования у педагогов дошкольной организации экологической культуры личности, эколого-профессиональной компетентности.

Опираясь на карту профессиональной компетентности, включающую показатели личностного компонента, систем знаний и способностей, разработанную совместно с доцентом кафедры теории и методики дошкольного образования В.Р. Поповой, были выделены показатели  эколого-профессиональной компетентности:

         личностный компонент:

         эколого-профессиональное мировоззрение, как система взглядов и убеждений личности, основанная на гуманитарных ценностях экологической культуры. Осознание себя в качестве субъекта развития культуры, транслирующего гуманитарные ценности и смыслы;

  эколого-профессиональная мотивация, как совокупность мотивов, побуждающих личность к эколого-профессиональной деятельности. Потребность личности в самореализации в профессиональной деятельности через самоопределение и самоактуализацию гуманитарного содержания экологической культуры;

система знаний:

         профессионально-ориентированные экологические знания как компетенции, включающие систему эмпирических и теоретических конструктов, объединенных в экосистемную познавательную модель, наличие экосистемного типа мышления и познания окружающей действительности;

         система способностей:

         готовность к эколого-профессиональной деятельности как компетенция, направленная на предварительную активизацию личности, включающую осознание своих целей, оценку имеющихся условий, определение наиболее вероятных способов эколого-ориентированных действий в профессиональной (гуманитарной) сфере;

         способность к эколого-профессиональной рефлексии как компетенция, направленная на осмысление профессиональной деятельности в ее экологическом аспекте. Результатами эколого-профессиональной рефлексии выступают самооценка и самокоррекция профессиональной деятельности с учетом экологического аспекта [2].

         При развитии эколого-профессиональной компетентности педагогов ДОО мы воспользовались моделью Ю.М. Гришаевой, представляющей данную деятельность как интеграцию процессов развития личностной экологической культуры и профессиональной компетентности специалистов [3].

         Структурно-функциональные компоненты модели, направления работы с кадрами, результаты их интеграции представлены в таблице №1.

Основываясь на оценке показателей эколого-профессионально компетентности и направлениях работы необходимо планировать систему методической работы с кадрами.

Таблица № 1.

Структурно-функциона-льные компоненты

Экологическое образование

Функциональные результаты комплексной интеграции экологического и профессионального образования

Профессиональное образование

Мировоз-зренческий

 

 

Осознание себя в качестве субъекта развития Природы.

 

Эколого-профессиональное мировоззрение как компетенция осознания себя в качестве субъекта развития культуры, транслирующего гуманитарные ценности и смыслы.

Осознание себя в качестве субъекта профессиональной деятельности.

Мотивацио-нный

 

Мотивация как сочетание интересов, потребностей, ценностных ориентаций, побуждающих к осуществлению эколого-ориентированной деятельности.

Эколого-профессиональная мотивация как компетенция, включающая совокупность мотивов, побуждающих личность к эколого-профессиональной деятельности.

Мотивация как устойчивая система интересов, потребностей и ценностных ориентаций, способствующих успешной профессиональной деятельности специалиста.

Когнитив-ный

 

 

Система экологических знаний:

  • Эмпирические знания
  • Теоретические знания

Система профессионально-ориентированных экологических знаний как компетенция, включающая систему эмпирических и теоретических конструктов, объединенных в экосистемную познавательную модель.

Система профессиональных знаний: дескриптивные (описывающие) знания и прескриптивные знания (предписывающие).

Деятель-ностно-практичес-кий

 

Эколого-ориентированная деятельность  как целенаправленная активность личности по практическому применению экологических знаний в решении экологических проблем, практическом улучшении состояния окружающей среды.

Готовность к эколого-профессиональной деятельности как компетенция, направленная на предварительную активизацию личности, включающую осознание своих целей, оценку имеющихся условий, определение наиболее вероятных способов эколого- ориентированных действий в профессиональной (гуманитарной) сфере.

Профессиональная деятельность как целенаправленная активность личности в профессиональной (гуманитарной) сфере.

 

Рефлексив-ный

 

Рефлексия как процесс самопознания личностью своего внутреннего психического состояния, связанного с результатами эколого-ориентированной деятельности.

Способность к эколого-профессиональной рефлексии как компетенция, направленная на осмысление профессиональной деятельности в ее экологическом аспекте. Результатами эколого-профессиональной рефлексии выступают самооценка и самокоррекция профессиональной деятельности с учетом экологического аспекта.

Рефлексия как процесс самопознания личностью своего внутреннего психического состояния, связанного с результатами профессиональной деятельности.

Какие изменения в образовательном процессе произошли в нашем дошкольном учреждении?

Ключевой момент, с которого нужно начинать все изменения, это - формирование эколого-профессионального мировоззрения самого педагога, нового взгляда на ребенка [4]. Взрослые должны выполнять не только профессиональную роль Воспитателя, они должны жить совместной с детьми жизнью, базирующейся на законах Природы и социокультурных ценностях, а также интересной для всех участников и решать и внутри этой жизни свои педагогические задачи. При формировании жизненных целей и установок, в основе которых лежит самоценность окружающей живой природы и мира в целом, убежденность в своей ответственности за их сохранение использовались такие формы методической работы с педагогами, как научно-практическая конференция, познавательные буклеты, статьи и видеоматериалы по проблемам экологического образования с их дальнейшим обсуждением.

Особое внимание уделяется формированию у педагогов позиции содействия, партнерства, обучению грамотного владения приемами сотрудничества в различные отрезки рабочего дня. Например, в процессе  организации образовательных ситуаций это стимулирование, мотивация, создание атмосферы гуманной тональности и уверенности в возможностях ребенка; в совместной деятельности: поддержка инициативы, побуждение к совместным действиям, включенность воспитателя в разную деятельность; в самостоятельной детской деятельности – создание ситуаций, стимулирующих активность, доверие и поддержка инициативы, предоставление свободы выбора. В этом и состоит понимаемая в широком смысле экологическая целесообразность деятельности педагога.

Во-вторых, большое внимание уделялось созданию эффективных условий для осуществления правильной педагогической деятельности по непосредственному взаимодействию воспитанников с окружающим миром, т.е. совместной экологоориентированной деятельности педагогов с детьми.

Данная деятельность включала освоение участниками образовательных отношений окружающего природного мира, ориентированном на обогащение их когнитивно-познавательной, эмоционально-ценностной, коммуникативно-поведенческой и эмоционально-волевой сфер. Поэтому при планировании любой образовательной ситуации и формы работы с детьми (эколого-оздоровительный поход, экскурсия по экологической тропинке, экологический кружок, лаборатория юных исследователей и др.) важно учитывать включение «знаниевой» составляющей для формирования представлений «Человек – Природа», эмоциональной составляющей, отражающей эмоциональную роль взаимодействия Человека с Природой, ценностной составляющей, дающей возможность выявить гуманистическую и личностно-развивающую ценность природных объектов,  составляющих личностного отношения к природным объектам и практико-ориентированной деятельности по взаимодействию с ними.

Занятия с педагогами посвящались следующим проблемам:

1) закономерности развития форм общения детей с взрослыми и со сверстниками (по исследованиям М.И. Лисиной и ее последователей);  

2) организация проектной деятельности, детского экспериментирования и других эффективных форм организации деятельности детей (акции в природе, кружковая работа, создание мини-музеев и др.) при одновременном влиянии на их чувства, сознание, поведение;

3) руководство развитием детской деятельности, создание экологических объединений;

4) организация разновозрастных сообществ – детских объединений по различным направлениям деятельности (коллективные работы, совместные конкурсы, встречи с природой, экологические акции);

5) особенности работы с родителями (современные методические подходы), организация действенного родительского уголка, обучение родителей проведению наблюдений с детьми, работе с книгой, постановке домашних спектаклей и организации досугов, оформлению детских презентаций и т.п.  

В-третьих, большое внимание уделялось естественной среде жизни детей в детском саду и на участке для их самовыражения через разные виды деятельности. Принципы построения развивающей среды А.В. Петровского, описанные в соответствующей «Концепции» (дистанции-позиции при взаимодействии, открытости-закрытости, активности, стабильности-динамичности, эмоциональности и др.), являются руководством для педагогов не только в подборе и размещении мебели, игрушек и оборудования, они обеспечивают условия для самоопределения, самоактуализации, самореализации каждого ребенка в образовательном пространстве дошкольной организации, как пространстве эколого-социальных ценностей [5].

В-четвертых, педагогов нужно научить грамотно планировать рабочий день, понимать значимость постановки развивающих целей, организовывать ценностно-ориентированный образовательный процесс при реализации образовательной программы дошкольного учреждения, погружая их в научные основы гуманной дошкольной педагогики и психологии [7].

Немаловажна организация психологической деятельности каждого педагога по оценке своего профессионального развития в экологическом аспекте. Этому помогали индивидуальные доверительные беседы с педагогом-психологом, элементы тренинга, написание ессэ, метод «Кейсов» и др.

Параллельно осуществлялось обогащение материалов методического кабинета: составление картотеки психолого-педагогической литературы по вопросу экологического воспитания детей дошкольного возраста, формирование презентаций по содержанию нормативных документов, пополнение электронных ресурсов: вебинары по развивающей предметно-пространственной среде, обеспечению экологического воспитания ребенка, фрагменты образовательных ситуаций по развитию социально-экологических представлений и др.

В ходе реализации системы непрерывного профессионального саморазвития каждого педагога были достигнуты позитивные результаты: способствование формированию эколого-профессионального мировоззрения, системы эколого-ориентированных знаний и умений организации совместной деятельности с детьми, основанной на осознанном отношении к миру природы и пониманию своей ответственности за его сохранение и развитие.

Мы убеждены, что направленность развития профессиональной компетентности специалистов дошкольного образования на формирование у них экокультурных ценностей, экологического мышления, идеалов гармонии с окружающим миром и самим собой, идеалов экологической этики с ее ценностным отношением к жизни, ответственным отношением к природе, людям, самому себе, духовному и физическому здоровью; развитие позитивного экологического опыта, готовности к созидательной экологически-значимой деятельности позволит решить экологические проблемы, стоящие перед современным обществом в целом, а также обеспечит благоприятное развитие Экологии Детства.

 

Библиографический список

  1. Анисимов, О.С. Глазачев, С.Н. Экологическая культура: восхождение к духу. Поиски духовно-нравственных оснований коррекции образования и культуры: Монография [Текст] / О.С.Анисимов, С.Н.Глазачев. – М., 2005. – 186 с.
  2. Вагнер, И.В. Экология детства и воспитание в контексте культуры глобального общества. / И.В. Вагнер // Вестник международной академии наук (Русская секция). – М.: Изд-во МГГУ им. М.А. Шолохова, 2015, № 1.
  3. Гришаева, Ю.М. Концепция формирования эколого-профессиональной компетентности студентов гуманитарного вуза. – Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук, Москва, 2014. mggu-sh.ru/sites/default/files/grishaeva.docx.
  4. Иващенко, А.В. Эколого-ориентированная деятельность педагога и учащихся в экологическом образовании: сущностные особенности, содержательно-функциональный и аксиологический аспекты. / И.В. Иващенко // Вестник РУДН, сер. Психология и педагогика, М.: Изд-во РУДН, 2007, № 1 (5).
  5. Петровский, В.А. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении / В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.A. Смывина, Л.П. Стрелкова // Дошкольное образование в России. – М., 2001.
  6. Холодилова, Е.В. Культурно-экологическая проблематика в контексте гуманитарной парадигмы образования  / Е.В.Холодилова // Alma mater. – № 6. – 2006. – С. 40-45.
  7. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология, М.: Педагогическое общество России, 2002.

 

 

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024