ОСНОВЫ ЭКОЛОГО-ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Христофорова Ирина Львовна
Россия, г. Нижний Новгород
e-mail:irina-nn79@list/ru
Аннотация. В статье даётся общий анализ проблемы эколого-правового воспитания дошкольников, раскрываются практические аспекты работы с воспитанниками старшего дошкольного возраста с использованием в образовательном процессе экологических акций.
Человек вступает в определенные отношения с природой. Он приспосабливается к природной обстановке, сам изменяется под ее влиянием, и, конечно, преобразует своей деятельностью природную среду. И это преобразование, на сегодняшний день, – давняя проблема взаимосвязи человека и природы, которая приобрела новое, подчас грозное звучание. Выход из сложившейся ситуации может быть найден только в том случае, если человечество обретет новое мировоззрение, новый сознательный взгляд на взаимодействие общества с природой и изменит практику жизнедеятельности. Для реализации этого условия исключительную роль играет эколого-правовое воспитание будущего поколения.
Каждому человеку планеты Земля необходимо овладеть минимальным набором экологических знаний и способов деятельности, для того, чтобы его поведение было экологически осмысленным. Решение этой задачи возможно при условии формирования нового мышления – экологического, воспитания экологической культуры личности. По мнению Б.Т. Лихачева, экология личности – проблема, выдвинутая реалиями конца XX в., принявшими глобальный, угрожающий жизни на земле характер [4]. Спасать мир, как считает М.М. Пришвин, нужно не гордостью человека от осознания собственной возвышенности над миром низших существ, а соединением творческих начал своего сознания и творческого бытия в целостном мировом творческом акте. В этом и есть высокий гуманистический смысл существования человека в природе.
В отношении к природе ребенок не дифференцирует свое «Я» от окружающего мира, не различает границу между «человеческим» и «нечеловеческим»; у него преобладает познавательный тип отношения по сравнению с эмоционально-чувственным и практически-действенным. Психологические особенности отношения дошкольников к природе определяют педагогическую стратегию формирования основ их экологической культуры.[5]
Дошкольное детство – начальныйэтап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к предметному миру, к себе и к окружающим людям. Поэтому экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у дошкольников.
В истории философских и педагогических идей, в системах образования и воспитания неоднократно предпринимались попытки построить содержание образования с позиции космоземного всеединства, учета и реализации принципа природосообразности. Но однозначного его понимания не было. Я.А. Коменский рассматривал человека как органическую часть природы, живущего по ее законам, развивающегося согласно циклам времен года.К.Д. Ушинский реализовал принцип природосообразности в нескольких направлениях. Одно из них состоит в глубоком познании природы самого ребенка, его анатомии, физиологии, психологии, другое – в приближении содержания и организации педагогического процесса к природе, третье – в организации воспитания на народных традициях и обычаях. Выдающиеся советские педагоги А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский не мыслили себе организации здорового и целесообразного педагогического процесса вне природы, вне нравственных, эстетических взаимосвязей с ней.
Известный специалист в области экологического образования И. Д. Зверев предлагает рассматривать экологическое образование как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды».[2]
Формирование экологической культуры дошкольников возможно при соблюдении ряда основополагающих принципов:
- Естественнонаучный: знание о законах организации функционирования экосистем, о природных объектах региона, об экологических проблемах в области и во всем мире и путях их решения.
- Ценностно-нормативный: знания, раскрывающие универсальную ценность природы, законы природоиспользования и охраны природы, моральные и правовые ограничения.
- Преемственности – предполагает учет психолого-педагогических особенностей воспитания, обучения и развития ребенка, отбор содержания, обеспечивающего целостное, системное восприятие экологических закономерностей, проблем; взаимосвязь всех видов детской деятельности.
- Деятельностный: знания и умения, которые используются в реальнойдеятельности с объектами природы, пропаганда экологических знаний.
Основы правовой культуры ребенка дошкольного возраста тесно связаны с экологической культурой и представляют собой совокупность элементарных нравственно-правовых представлений о правах человека, нравственно-правовые суждения о событиях окружающей действительности, ценностные ориентации и отношения, адекватные представлениям, суждениям, ценностным ориентациям моделинравственно-правового поведения в обществе сверстников и взрослых людей.
Понятие «эколого-правовое воспитание» пока является новым, и в науке еще не сложилось общепринятого его определения. На наш взгляд, это целенаправленное и систематическое способствование через чувства, сознание и поведение личности формированию у нее эколого-правовой воспитанности.
В свою очередь, эколого-правовой воспитанностью обозначается комплексное качество личности, характеризующееся наличием и степенью сформированности у нее глубоких и устойчивых эколого-правовых знаний и убеждений, правомерным эколого-правовым поведением в экологически значимых ситуациях, отвечающим требованиям общества. Это воспитание с большим нравственным и гуманистическим содержанием, ориентированным на сохранение и воспроизводство общечеловеческих ценностей в отношении к природе.
В ст.3 п.1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» закреплены основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования. Основным из них является: «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования» [6].
Иными словами, цели образования связаны с проблемами российского общества, включая обеспечение экологического и правового воспитания. И воспитание эколого-правовой культуры у детей дошкольного возраста является важным, необходимымнаправлением воспитания и обучения, актуальность которого диктуется современными условиями.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, процесс воспитания ребенка необходимо строить на основе комплексно-тематического принципа, приближенного к «событийному», что позволит сделать жизнь детей в детском саду более интересной и познавательной, а образовательный процесс – мотивированным, значимым. За основу реализации комплексно-тематического планирования принимаются следующие подходы: значимые события в природе, социальной жизни общества или праздник.
В осуществлении процесса формирования начал эколого-правовой культуры детей дошкольного возраста эффективной формой, на наш взгляд, является экологические акции. Это событийно-значимые мероприятия, направленные на сохранение окружающей среды. В ходе их проведения дошкольники получают природоведческие знания, у них формируются навыки эколого-правовой культуры, активная жизненная позиция. Акции служат экологической пропагандой и среди родителей, которые становятся активными помощниками в их проведении. Они являются комплексными мероприятиями, которые реализуются через все виды детской деятельности. Выбор данной формы работы не случаен, так как она ставит участников в позицию субъекта деятельности. Через реализацию данной позиции мы получаем в результате не механическое запоминаниедетьми правил поведения в природе, а осознанноеих знание;проявление положительного отношения к природе, желания беречь её на основе реальных примеров заботливого отношения к природе со стороны взрослых.
Основные требования к использованию экологических акций в образовательном процессе заключаются в следующем:
- в основе любой акции лежит проблема, для решения которой требуется
творческий поиск;
- акции – это«игра-всерьёз», её результаты значимы для детей и взрослых, окружающего социума;
- обязательными составляющими акции является детская самостоятельность (при поддержке взрослых), сотворчество детей и взрослых, речевая и познавательная активность, творческие проявления, применение имеющихся знаний и представлений на практике.
В преддверии Новогоднего праздника в МАДОУ «Детский сад № 394» Сормовского района города Нижнего Новгорода был разработан проект экологической акции «Это наше право и обязанность – спасти и сохранить хвойное дерево!» для детей старшего дошкольного возраста. Целью акции являлась пропаганда использования искусственных ёлок для украшения домов к празднованию Нового года, формирование рационального отношения к природным ресурсам Нижегородской области, элементов эколого-правового сознания, осмысление участниками образовательных отношений осознанного бережного отношения к природе.
Исходя из поставленных целей, были определены следующие задачи:
- в развитии представлений детей: о праве на отдых, не принося вред окружающей среде и людям; о полезных свойствах ели, ее значении для лесных обитателей;
- в развитии умений: определять причинно-следственные связи в природе, наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы о закономерности благополучного (неблагополучного) роста и развития ели;
- в развитии отношений: бережного природопользования, осознанности моральных и правовых ограничений.
Для реализации поставленных задач было разработано комплексно- тематическое планирование образовательного процесса по теме, оснащена развивающая предметно-пространственная среда, осуществлен подбор дидактического, иллюстративного материала, художественной литературы, определены эффективные образовательные ситуации для развития эколого- правовой культуры воспитанников в совместной деятельности с взрослыми (педагогами, родителями).
Заручившись готовностью родителей к сотрудничеству в ходе экологической акции, вместе наметили план совместной деятельности.
В родительском уголке организована библиотека методической и популярной литературы, направленная на эколого-правовое воспитание детей: стенды, папки-передвижки с различной информацией о воспитании экологической и правовой культуры детей как основы семейного воспитания в целом, предложены картотеки дидактических игр, совместных наблюдений с детьми по теме.
В рамках экологической акции были проведены обсуждение на тему «С кем дружит ёлка?», беседы о полезных свойствах ели, просмотры познавательных фильмов, чтение художественной литературы: Г. Х. Андерсен «Елка», С. Т. Аксаков «Лес», В. И. Макарченко «Лесовичок», С. Михаков «Ёлочка», К. Д. Ушинский «Спор деревьев», организована выставка детских рисунков «Новогодняя ёлка». Вместе с детьми мы изготовили книжку-малышку «Загадки о лесной красавице».
В ходе совместных детско-родительских встреч были разработаны и оформлены плакаты в защиту ёлочек. Также особый интерес участников образовательных отношений вызвал конкурс художественного творчества «Ёлочка – зелёнаяиголочка».
На третьем заключительном этапе представление наглядного результата совместной деятельности осуществлялось посредством выставки детских рисунков, рассказов детей о том, как они сохранили ёлочку, подведения итогов творческого конкурса «Ёлочка – зелёная иголочка», создания альбома «Я имею право – но я могу!», в котором отражается взаимосвязь прав ребёнка и его обязанностей в окружающей среде.
Таким образом, экологические акции являются эффективным средством формирования активной жизненной позиции ребенка по отношению окружающей среде, одной из активных форм эколого-правового воспитания.
Несомненно, участвуя в акциях природоведческого характера, дети приходят к пониманию природных процессов, осознанно применяют полученные знания на практике.
В результате проведенной работы дети совместно с родителями стали проявлять больший интерес к природе, четко соблюдать правила поведения и проявлять заботливое отношение к окружающему мируи самим себе, замечать проблемы и выявлять их причины. Мы уверены, что осознавая ответственность за последствия действий человека, дети вырастут неравнодушными к чужой беде людьми.
Библиографический список
- Жданова Н.В., Килюшева Г.В. Интеграция учебной, внеурочной деятельности в рамках эколого-правового воспитания детей и молодёжи [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). – Уфа: Лето, 2014. — С. 91-94.
- Зверев Н.А. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии. М.: Перемена, 1996.
- Калинина P.P. Тренинг развития личности дошкольника.- СПб.: Речь, 2002.-113с.
- Лихачев Б.Т. Экология личности// Педагогика - 1993-№ 2-19-21 с.
- Лисенко Н.В. Практическая экология для детей.– Ивано-Франковск.: Версия, 1999-127с.
- Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации» текст с изменениями и дополнениями на 2013 г.- М: Эксмо,2013 г. – 144 с. – (Законы и кодексы), ст. 6
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб.пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М: издательский центр «Академия», 1999. – 184 с.
- Экологическое право: учебник / под ред. Боголюбова С. А. – М.: Юрайт, 2011. – 482 с.
- Яковлева Е. В. Важность экологического воспитания дошкольника [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 113-117.