«Использование в практике работы элементов технологии Н.П.Гришаевой как средство эффективной социализации детей старшего дошкольного возраста»
Гахичина М.В., воспитатель,
МАДОУ «Детский сад № 394»
Основная цель дошкольного учреждения заложить основы полноценной социально позитивной личности в период дошкольного детства, поэтому на первый план в работе с дошкольниками выдвигается задача социально-коммуникативного развития. Современный педагог осознает, что развитие детской самостоятельности и инициативы во многом зависят от признания, что ребенок – это свободная личность, которая имеет право выражать себя соответственно только его пониманию и теми способами, которые он считает подходящими. Для взрослого появляется еще одна возможность соприкоснуться с прекрасным миром детства и стать для ребенка близким другом. Кроме того, для определения «социального» у дошкольника необходимо учитывать возрастные особенности детей, проблемы конкретного детского коллектива, философские основания жизнедеятельности человека, проблемы приобщения ребёнка к мировой культуре. Ребёнку, чтобы стать культурной, социально развитой личностью, необходимо создать условия для освоения следующих социальных ролей: я – как личность, я – как член коллектива, я – как член семьи, я – как житель города, я – как гражданин, я – как часть природы, я – как житель Земли, я – частица Мироздания.
Инновационные технологии в направлении социально-коммуникативного развития предлагает Н.П. Гришаева. Предлагаемая система социализации включает девять технологий, которые могут быть использованы как все вместе, так и отдельно. В чём же преимущества данной технологии?
Во-первых, ребёнок учится самостоятельно добывать знания в таком темпе и в такой манере, которая свойственна его индивидуальности. Он формирует в рефлексиях осознанную нравственную и социальную позицию, приобретает эмоционально положительный опыт проживания в различных ролях, эпохах, ситуациях, познавая себя, сверстников, взрослых, родителей!
Во-вторых у родителей возникает интерес к жизни ребёнка, его внутреннему миру, появляется после совместной деятельности, раскрываются собственные творческие возможности.
В-третьих, воспитатель, работающий по такой технологии неизбежно становится творческой личностью, так как в начале ситуации даются только её основные цели и возможные результаты к которым необходимо прийти в конце месяца. Весь материал, методы, содержание работы педагог определяет самостоятельно. Роль воспитателя в ситуации определяется как организационная. Главные действующие лица ситуации – дети и родители. Воспитатель организует среду и побуждает детей действовать в ней. Дети самостоятельно ищут ответы на вопросы в книгах, ставят опыты, исследуют ситуацию в рефлексиях, привлекают свой жизненный опыт, а так же опыт родителей. Ситуация считается состоявшейся, если 70% работы в ней проделали дети и родители.
В-четвёртых, меняется качество общения детей и взрослых, так как оно строится на принципах гуманистической педагогики: определение, отражение и принятие чувств ребёнка; предоставление ребёнку во всех режимных моментах возможности выбора и самоопределения; разработка самими детьми правил общения с сотрудниками дошкольного учреждения, друг с другом и другими детьми группы; дисциплинирование ребёнка методами гуманистической педагогики, что, в конечном счете, приводит к формированию у детей определённых социальных навыков.
В своей работе мы используем некоторые технологии, предложенные Н.П.Гришаевой: ситуация месяца, рефлексивный круг, дети – волонтеры, проблемная педагогическая ситуация.
Каждый месяц с детьми прорабатывалась новая тема – это «Ситуация месяца», как правило мы умело сочетали ее с темой календарно-тематического планирования, что позволяло осуществить интеграцию образовательных областей без дополнительных изменений в режиме дня. Структура ситуации месяца обязательно включала диагностику знаний и поведения детей в начале ситуации, затем насыщали развивающую предметно – пространственную среду группы наглядными материалами (иллюстрации, репродукции и т.д.), активизировали прошлый опыт детей в различной форме (беседы, драматизация, продуктивные виды деятельности и т. д.), создавали проблемные педагогические ситуаций (ППС), разрабатывали коллективные проекты, использовалие темы ситуации в работе всех специалистов дошкольного учреждения. В работе над «Ситуацией месяца» мы привлекали родителей: просили их побеседовать с детьми дома, записывали сказки, высказываний детей, готовили костюмы, подарки, угощения. Кульминационным мероприятием «Ситуации месяца» у нас служил праздник с показом того, чему научились дети в течение этого плодотворного, насыщенного различными формами работы месяца.
Так целью «Ситуации месяца» - «Мой Нижний Новгород стало : усвоение детьми социальных ролей: я – горожанин, я – житель Нижнего Новгорода.
На начальном этапе работы над ситуацией месяца «Я живу в Нижнем Новгороде» стало выявление представлений, отношений, эмоциональных переживаний детей относительно города. С этой целью нами были мы провели беседу «Что я знаю о Нижнем Новгороде» (авторский вариант), которая позволила выявить уровень сформированности представлений детей о родном городе. Беседа сопровождалась показом сюжетных картинок с изображением достопримечательностей родного города. Беседа проводилась с каждым ребенком индивидуально.
Содержательным этапом ситуации месяца стала система мероприятий по ознакомлению детей с родным городом (таблица 1):
№ |
Формы работы |
Задачи: |
1 |
Праздник «День города» |
Знакомство детей с историей Нижнего Новгорода, уточнение знаний о главных достопримечательностях родного города, развитие патриотических чувств и бережного отношения к своему городу. |
2 |
Беседа «История возникновения родного города» |
Знакомство детей с историей возникновения и развития Нижнего Новгорода, развитие интереса к истории родного города. |
3 |
Беседа с презентацией «Символика Нижнего Новгорода» |
Знакомство детей с символикой города: флагом, гербом, гимном, песнями, посвященными нашему городу, разъяснение их значения. |
4 |
Сюжетно-ролевые игры «Путешествие по городу», «Мы пришли в музей». |
Формирование поведенческих моделей в игровой форме. |
5 |
Мастерская «Нижегородский Кремль» (изготовление макета кремля) |
Знакомство со строением Нижегородского Кремля, формирование интереса к культурному наследию Нижнего Новгорода. |
6 |
Мастерская «Улицы нашего города» (конструирование с использованием строительного материала) |
Знакомство с улицами города и принципами их именования, формирование социальной позиции «я-житель Нижнего Новгорода». |
7 |
Дидактические игры «По улицам города», «Помоги добраться до места», «Люди, которые живут в твоём городе», «Прогулка по городу» |
Формирование интереса к родному городу, расширение представлений о родном городе |
8 |
Экскурсия «Как живет твоя улица?» |
Знакомство с улицей, на которой находится детский сад, развитие чувства уважения к своему району. |
9 |
Мастерская «Мой район» (изготовление настольно-печатной игры) |
Знакомство с родным районом, его структурой, назначением различных учреждений и служб, формирование интереса к истории и культуре своего района, чувство причастности к жизни своего района, своей малой родины. |
10 |
Беседа с презентацией «Спортивный Нижний Новгород» |
Знакомство с главными спортивными объектами Нижнего Новгорода, формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни. |
11 |
Создание мини-музея о Нижнем Новгороде |
Формирование представления о музеях, расширение кругозора, обобщение представлений о Москве. |
12 |
Детско-родительские проекты |
Приобщение родителей к процессу ознакомления с культурным наследием Нижнего Новгорода, формирование детско-родительских отношений. |
13 |
Викторина «Что я знаю о Нижнем Новгороде» |
Обобщение представлений детей о Нижнем Новгороде. |
По окончании «Ситуации месяца» была проведена диагностика, позволяющая определить эффективность проделанной работы. Исследование проводилось с использованием методик входной диагностики. Результатом осуществленной работы стали позитивные изменения в параметрах, характеризующих социализацию дошкольников. Основные изменения произошли в когнитивном компоненте, отражающем представления детей о родном городе. Изменения в поведенческом компоненте, отражающем стремление принимать участие в жизни города, оказались самыми незначительными.
Волонтёрская деятельность (от лат.Voluntarius — добровольно) — это широкий круг деятельности, включающий традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. Работа волонтера сплачивает людей в единственном стремлении – стремлении делать добро. Детей старшего дошкольного возраста заинтересовал вопрос: «Кто такие волонтеры?» Дети договорились спросить у родителей и на следующий день рассказали про гуманитарную помощь на Украине, про проведение Олимпийских игр, про детей-сирот.
Для подготовки детей к данному виду деятельности мы провели следующие мероприятия: беседы: «Что такое добро?», «Где живёт доброта?», «Что значит добрый человек?», «Легко ли быть добрым?», «Как поделиться добротой?», «Почему добро побеждает зло?», «Как сохранить добро»,«Чем я могу помочь…», «Что было бы, если бы»; театрализованные постановки по литературным произведениям для формирования и развития личности ребенка: русской народной сказки «Заячья избушка» и сказки Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья»; смотрели мультипликационные фильмы с целью осознания великой силы добра: «Дюймовочка», «Волшебное кольцо», «Мальчик с пальчик»; вместе с детьми трудились в мастерской, делая подарки для малышей (роспись деревянных игрушек): создавали выставку рисунков на тему: «Где живет доброта?». Взаимодействие детей проявлялось:
- в различных совместных действиях: дети учились решать спорные вопросы и улаживать конфликты, в процессе игры происходил обмен опытом и эмоциональное общение детей;
- были отмечены дружеские отношения между детьми разного возраста, уважительное отношение к окружающим
- дети-волонтёры проявляли инициативу в заботе о младших, а малыши с благодарностью относились к помощи и знакам внимания;
- у детей появился опыт вежливого выражения своих просьб, чаще зазвучали слова благодарности;
- у младших детей было замечено увеличение словарного запаса, что позволило им самостоятельно находить различные пути общения со старшими детьми;
- многие дети стали пользоваться правом самостоятельного выбора, которого так не хватает им в повседневной жизни;
- дети - волонтёры активно помогали младшим во всех режимных моментах в течение дня. Тем самым они получили отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными, к чему в норме многие стремятся в возрасте 6-7 лет, но как правило не получают такого опыта;
- педагоги поощряли попытки ребёнка осознанно делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями. Для этого ежедневно проводились «Круги рефлексии», с помощью которых каждый ребёнок-волонтёр мог высказать мнение, ответить на вопросы психолога.
Наиболее важной в структуре «Ситуации месяца» является технология «Проблемная педагогическая ситуация» («ППС»). Ее целью является самоопределение детей в эмоционально напряженной ситуации, в которой необходимо принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям, извлечь уроки из собственного поведения. Примеры ситуаций: «Воспитатель заболел», «После прогулки нет обеда»,
«Помогите бабушке найти внука», «Посторонний на территории ДОУ» и другие. После проведения «ППС» обязательно надо провести «Круг размышлений», где дети отвечали на вопросы: – что сейчас произошло? Что ты делал, что чувствовал? Что ты будешь делать в следующий раз? Используя данную технологию в работе с детьми, мы смогли понять, умеет ли ребенок вести себя в нетипичной ситуации; как у ребенка развиты чувства эмпатии, сопереживания, сочувствия. Педагог, «отстраняясь» от ситуации, предоставляет возможность ребенку самостоятельно решать проблему. И что очень важно, что ребенку дается второй шанс, если он не справился с ситуацией впервые, то после обсуждения, через некоторое время, спустя около двух недель, похожая ситуация происходит еще раз и ребенок уже более подготовлен к ней, у ребенка уже имеется опыт и знания о том, что надо делать. Когда мы проводили ситуацию «Воспитатель заболел» впервые, многие дети никак не отреагировали на произошедшее, они играли, как и прежде, словно ничего не случилось. В повторной ситуации «Заболел младший воспитатель», дети уже знали как себя вести, они предложили помощь, сходили за медсестрой. Эффективность данной технологии подтверждается сменой модели поведения детей от равнодушия к сочувствию и сопереживанию, от бездействия к активным действиям по оказанию помощи.
В работе с дошкольниками мы используем технологию «Круг рассуждений» – по аналогии с предложенной технологией Н.П.Гришаевой «Рефлексивный круг». «Круг рассуждений» по возможности проводится каждый день перед завтраком или после полдника. В «Кругу» решаются вопросы: чем сегодня мы будем заниматься? что интересного произошло? обсуждаются вопросы дисциплины в группе. Дети выступают на одном уровне с воспитателем, что очень важно, то, что именно решением детей в группе утверждаются правила. Эта технология позволяет педагогу стимулировать речевую активность детей, их мыслительные возможности, учит излагать свои мысли, развивать самостоятельность суждений и т.д.
Используя данные технологии социализации в работе с дошкольниками, мы убедились, что дети получают не формальные знания о правилах поведения в обществе, а приобретают практические навыки и умения, становятся более самостоятельными и инициативными.
Список литературы:
- Голованова, Н. Ф.Социализацияивоспитаниеребёнка/Н. Ф. Голованова. -М.: Речь, 2004. –272 с.
- Гришаева Н. П.Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. –М.: Вентана –Граф, 2015. –184 с.
- Цаплина О.В. Ребенок в мире позитива //Детский сад от А до Я. – 2015. - № 5 (77). – С. 53-59.