Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ К ТРУДУ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Бузынина Е.А., воспитатель

МАДОУ «Детский сад № 394»

 

         Труд является важнейшим средством в воспитании детей дошкольного возраста. В процессе труда формируется личность ребёнка, складываются коллективные взаимоотношения. Процесс трудового воспитания детей в детском саду, должен быть организован так, чтобы воспитанники научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для всего коллектива, относиться к работе с любовью, видеть в ней необходимое условие для проявления творчества личности.     

Прежде всего, значимость выбранной темы подтверждается требованиями действующих нормативно-правовых документов в сфере дошкольного образования. Это Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, где задачи трудового воспитания раскрываются в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»: формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. В Федеральном государственном образовательном стандарте описаны целевые ориентиры к концу дошкольного возраста: ребёнок активен в стремлении к познанию разных видов труда, бережно относится к предметному миру, самостоятелен и инициативен, планирует трудовой процесс. Внимание задачам развития трудовой деятельности воспитанника уделяется в основной образовательной программе дошкольного образования. Это развитие представлений о труде взрослых, самостоятельности и инициативности в трудовой деятельности, основанной на принятии ребёнком позиции субъекта труда.[5]

Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, СТ. Шацкого и др.

К настоящему времени:

- определено место труда в педагогическом процессе детского сада, разработано его содержание (Е.И. Корзакова, В.Г. Нечаева, Е.И. Радина и др.);

- выделены формы организации детей в труде (З.Н. Борисова, Р.С. Буре, А.Д. Шатова); [1]

- изучается процесс формирования положительного отношения к труду взрослых (В.И. Глотова, В.И. Логинова, ЯЗ. Неверович, А.Г. Тулегенова, М.В. Крулехт и др.); [2]

- рассматриваются особенности трудового воспитания дошкольников в семье (Д.О. Дзинтере, Л.В. Загик, Т.А. Маркова);

- исследуется влияние труда на развитие нравственно-волевых качеств детей, их взаимоотношений (Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова и др.).

Немаловажное значение имеют исследования Я.З. Неверович, Т.А. Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым. В дошкольной педагогике выделены три способа приближения детей к труду взрослых: наблюдение за трудом, частичная помощь детей взрослым и организация совместной деятельности взрослых и детей (В.И. Глотова, Л.В. Загик, СМ. Котлярова, Г.Н. Лескова, Е.И. Радина, Д.В. Сергеева и другие).

Таким образом, нормативно-правовые документы в сфере дошкольного образования свидетельствуют о необходимости изучения темы, связанной с формированием основ трудовой деятельности дошкольника, становлением его субъектной позиции в деятельности.

Вера Иосифовна Логинова совместно со своими последователями выстроила систему трудового воспитания. Эта система имеет возраст более 40 лет и успешно внедрена в дошкольные учреждения России.[3]

Логинова определила три средства трудового воспитания: формирование у детей системных знаний о труде взрослых, овладение каждым воспитанником разными видами трудовой деятельности, игровые формы самоорганизации трудовой деятельности.

Овладение игровыми формами самоорганизации трудовой деятельности говорит о становлении субъектной позиции воспитанника в ней.

Для более успешного освоения воспитанниками различных видов трудовой деятельности Н.М. Крылова предложила такой приём, как графическое моделирование процесса. [4]

Графическое моделирование можно представить в виде лесенки с пяти ступенями, поднимаясь по которой можно получить системное знание о том или ином виде труда, а также любому доступному виду трудовой деятельности.

Графическое моделирование процессавключаетцель и мотив трудового процесса (Что?), отбор материалов (из чего?), отбор инструментов (при помощи чего?), последовательность действий (как?), результат труда (что получилось?)

Обучение детей графическому моделированию проходит в три этапа:

Изучение (перекодировка образов) готовых символов и моделей построения трудового процесса, совместное с педагогом построение моделей, самостоятельное построение моделей трудового процесса и придумывание новых символов.

Система работы по формированию положительного отношения к труду делится на три этапа:

На первом этапе происходит формирование у детей системных знаний о труде взрослых. Обязательное наличие пяти компонентов помогает детям осознать, что при пропуске одного из них нарушается весь процесс труда и результат недостигается, или будет иным. В старшей группе продолжается работа по формированию знаний детей о профессиях (композитор, мастер декоративно-прикладного искусства, прораб и др.) Моделирование становится более схематичным. Это помогает перевести детей к обобщённому представлению о самой структуре трудового процесса.

Здесь используются следующие методы и приёмы: наблюдения (за трудом няни, прачки, повара), экскурсии (на прачечную в медицинский кабинет и на пищеблок), беседы (интересный гость, родители рассказывают о свое профессии с использованием атрибутов своей профессии и фото)

Результатом данного этапа является развитие у детей представлений о труде взрослых, знакомство с алгоритмом некоторых профессий, понимание значимости трудовой деятельности.

На втором этапе происходитовладение каждым воспитанником разными видами трудовой деятельности.

Основы самообслуживания и хозяйственно – бытового труда достаточно сформированы к старшей группе, поэтому происходит уход от наглядно образной модели к мысленному выстраиванию трудового процесса. Начало работы по графическому моделированию в самообслуживании и хозяйственно – бытовом труде было положено в младшей и средней группе. В  старшей группе данный вид труда является самостоятельным и происходит с помощью поручений и дежурств под контролем воспитателя. Ручной труд проявляется в старшей группе, поэтому делается акцент на наглядно – образные модели процесса.

Здесь используются следующие методы и приёмы: разработка картотеки графических моделей различных видов художественного труда на основе которой в группе может быть создан мини – центр «Очумелые ручки»(набор различного материала, в том числе бросового, средства для изготовления поделок, подборка фото и иллюстраций готовых поделок), по аналогии возможно создание мини – центра «Волшебная шишка», где детям могут быть предложены природные материалы. В книжном уголке удачным является создание «Больницы для книг», где по определённому алгоритму происходит починка книг и наглядных пособий. В уголке природы в рамках проекта «Мой росток» каждый воспитанник овладевает умением выращивания однолетнего растения. Уход за растением осуществляется согласно индивидуальной схеме.

Результатом данного этапа является овладение воспитанниками практическими умениями и навыками в различных видах труда на уровне самостоятельного осуществления трудового процесса.

На третьем этапе происходит самоорганизация трудовой деятельности или труд по собственной инициативе. Графическое моделирование полностью переходит к мысленному выстраиванию модели иособую актуальность приобретают следующие формы самоорганизации трудовой деятельности: поручения, дежурства, бригадный (совместный) труд. Старшие дошкольники могут уже планировать не только собственную, но и совместную со сверстниками трудовую деятельность.

Выполняя поручение, ребёнок действует по уже известному алгоритму. При качественном выполнении поручения ребёнок получает в копилку символ чистоты «Чистюля», (фишки – наклейки). Кто зарабатывает больше этих фишек, объявляется главным «Чистюлей» месяца. Когда в различных видах дежурств алгоритмы становятся известны, то данный вид деятельности приобретает самостоятельный характер под контролем со стороны воспитателя, других воспитанников и добавляется самоконтроль. Самоконтроль осуществляется путём оценивания своей работы (маркеры кружочки в уголке дежурств). Более сложной формой самоорганизации труда, является бригадный труд, уборка в группе, на участке, помощь малышам). В данном случае от результата труда каждого зависит результат труда всей команды и конечный результат.

На третьем этапе в условиях организации различных форм трудовой деятельности ребёнок становится полноценным её субъектом, в полной мере отражая своё отношение к выполняемой работе, понимание её ценности.

Очень важным является сотрудничество детского сада и семьи.

Реализации поставленной задачи способствовали такие формы взаимодействия с родителями, как вовлечение родителей в педагогический процесс посредством различных конкурсов поделок («Весёлый снеговик», «Осенняя фантазия», «Чистая планета»), проект совместный с родителями «Мой росток» (выращивание однолетних растений для украшения участка), консультации для родителей («Не мешайте мне трудиться», «Домашний помощник»), помощь родителей в уборке и благоустройстве участка и группы.

Таким образом можно сделать следующие выводы:

Трудовая деятельность имеет большое значение для формирования личности ребёнка: его познавательных, психических процессов, волевых проявлений, нравственных качеств и свойств.При систематическом руководстве со стороны взрослого ребенок овладевает позицией субъекта трудовой деятельности: ставит цель, пользуется соответствующими материалами, выполняет усвоенную последовательность действий, достигая полученного результата и оценивая его.Процесс формирования субъектной позиции ребенка в деятельности происходит посредством реализации следующих задач: содействие овладению системой системных (соответствующих науке) знаний, содействие поэтапному овладению каждым воспитанником разными видами трудовой деятельности, включение воспитанников в игровые формы самоорганизации трудовой деятельности.В реализации первой и второй задачи руководство педагога заключается в переходе от роли «артиста» к совместной деятельности с ребенком и, наконец, к роли «очарованного зрителя».Сотрудничество с семьёй необходимо для развития личности ребёнка, для повышения психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах трудового воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Буре Р. С. «Учите детей трудиться» Пособие для воспитателя детского сада. М., Просвещение, 1983 г.
  2. Крулехт, М.В. Дошкольник и рукотворный мир / М.В.Крулехт. - СПб.: Детство-Пресс, 2003. - 160 с.
  3. Логинова, В.И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. / Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. - М.: Детство-Пресс, 2008. - 224 с.
  4. Крылова Н.М. Детский сад – Дом радости: Программа целостного, комплексного, интегративного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности/Перм.гос.пед.ун-т.- Пермь.2005. - 448с.
  5. ФГОС  ДО

 

 

 

 

 

 

 

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024