Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Ирина Владимировна Антипова, воспитатель,

МАДОУ «Детский сад  № 394» г.Н.Новгорода

 

Развитие у детей старшего дошкольного возраста представлений о времени средствами моделирования.

 

Аннотация. В статье представлен опыт педагога по развитию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами моделирования.

Ключевые слова: модель, моделирование, сутки, время, часы, временной отрезок.

 

Федеральный государственный образовательный  стандарт (далее – ФГОС ДО) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, к содержанию и организации процесса развития и воспитания детей в каждой  дошкольной образовательной организации.

         В одной из образовательных областей ФГОС ДО «Познавательное развитие» выделена важнейшая задача  формирования у воспитанников первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.

         Освоение детьми основ времени относится к тематическому блоку «Формирование элементарных математических представлений». Данная задача является актуальной в образовательном процессе современного дошкольного учреждения.

         Детям дошкольного возраста жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять, правильно обозначать в речи, чувствовать его длительность (регулируя и планируя свою деятельность), менять темп и ритм своих действий в зависимости от имеющегося временного отрезка. Данные умения, в свою очередь, способствуют формированию важнейших качеств личности ребенка-дошкольника, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, так необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

         Одним из эффективных методов выделения и обозначения временных отношений, основанном на особенностях наглядно-образного мышления дошкольников, является метод моделирования.

Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус, календарь дня, месяца и т.д.)

         Метод моделирования, разработанный Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Локоть, Н.Н.Подьяковым, способствует развитию мышления ребенка с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. [2, c.30-33].

         В основе метода моделирования лежит принцип замещения. Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре (камешек становится конфеткой, песок – кашкой для куклы, а он сам – папой, шофёром, космонавтом). К старшему дошкольному возрасту модели включаются в познавательно-исследовательскую деятельность по овладению детьми основами науки.

У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков и т.п.), появляется возможность применять заместители и наглядные модели в уме, представить себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, заранее «видеть» возможные результаты собственных действий. А это и является показателем высокого уровня развития умственных способностей.

В образовательном процессе дошкольников применяются разные виды моделей. Прежде всего, предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. Старшим дошкольникам доступны предметно-схематические модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков.

Другим примером может служить обучение детей умению ориентироваться в пространстве при помощи плана. Дети старшего дошкольного возраста легко понимают, что такое план комнаты, и могут использовать его, чтобы найти спрятанный в комнате предмет. А весь план – это и есть наглядная модель: отдельные предметы обозначены на нем при помощи заместителей (геометрических фигур), а взаимное расположение этих заместителей на листе бумаги повторяет расположение предметов в реальном пространстве. 

         В целях обеспечения эффективного развития у воспитанников старшего дошкольного возраста представлений о времени была выстроена система работы с включением в образовательный процесс разнообразных моделей.
         В группе образовательного  учреждения создали естественную, комфортную, уютную, многофункциональную, доступную, безопасную, рациональную, организованную обстановку, насыщенную разнообразными дидактическими средствами и игровыми материалами по развитию временных представлений.  Основными ее компонентами являлись:

  • часы, измерительные приборы и пособия, выставки различных видов часов  (песочные, механические, электронные, настенные, настольные, наручные);
  • дидактические игры: «Всё о времени», «Времена года», «Весёлые часики», в том числе самодельная дидактическая игра «Река времени», отражающая историю происхождения предметов;
  • наглядный материал с понятием «время», тематические картинки по временам года;
  • разные виды календарей (настенный, отрывной);
  • временные модели: круговые по частям суток,  по дням недели, по месяцам и временам года по типу Р. Чудновой [3, c.27-31];
  • выставки детской литературы, рисунков детей по временам года, частям суток, видам часов.

Развитие временных представлений у детей осуществлялось на занятиях и в совместной деятельности с педагогом. Четкий распорядок в чередовании видов деятельности в течение дня служил каждому ребенку надежной опорой в различении частей суток.

В группе собрали альбом иллюстраций, тематических картинок и загадок о времени. С тематическим набором картинок выполняли различные упражнения: рассматривание контрастных частей суток, смежных частей (утро - день), определение частей суток, выбор картинок по заданию, раскладывание по порядку. В процессе рассматривания использовали такие приемы, как ошибка, побуждение к доказательству и мотивации своего ответа, сравнение, группировка картинок. В старшей группе в процессе бесед активизировали личный опыт ребенка о частях суток, об их последовательности, скорости смены суток и т.д. Беседа перерастала в дискуссию.

При рассмотрении временных отношений обращались к художественной литературе, в частности, к произведению Е. Шварца «Сказка о потерянном времени».

В специально созданных образовательных ситуациях использовались вербальные, практические, наглядные методы и приемы, широко применялись различные модели, дидактические игры, которые по характеру своей выразительности и обобщенности позволяли успешно решать поставленные задачи. Такая методика обеспечивала необходимую логическую последовательность, этапность в работе над решением поставленной задачи.

Используемые в практике работы круговые и спиральные модели (от простых моделей частей суток и недели, затем месяца и года) помогали детям освоить последовательность и зависимость между временными категориями, перейти к познанию взаимосвязи отдельных эталонов времени. ПРИМЕРЫ

Полученные в процессе моделирования представления  закреплялись в условиях продуктивной деятельности:

  • рисование на темы: «Солнце ложиться спать», «Самый красивый закат», «Золотая осень»;
  • лепка по сюжетам: «Старинные игрушки», «Игрушки будущего;
  • конструирование: «Машина времени», «Дом будущего»;
  • аппликация: «От весны до лета», «С утра до ночи».

Постепенно временные категории вошли в практическую деятельность детей. В составляемых рассказах воспитанники никогда не забывали о времени происходящих событий, в повседневной жизни играли в дидактические и словесные игры по временным представлениям. Улучшилась ориентировка детей во времени: они знают, что зарядка в 8.05 и опаздывать нельзя, музыкальные занятия по средам и пятницам и т.д.

Дальнейшие наблюдения за дошкольниками показали, что они переносят знания и умения, полученные при решении проблемных ситуаций и развивающих игр, в игровую  деятельность.

Осуществлялась работа с родителями, по изготовлению несложных моделей совместно с детьми.

В процессе формирования временных представлений у детей одна из главных ролей принадлежит родителям. Для них организовывались консультации как на собраниях («Содержание и объем ориентировок во времени у детей дошкольного возраста», «Формирование временных представлений в повседневной жизни» и т.д.) так и в индивидуальном порядке; изготовлялись папки передвижки с рекомендациями («Особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста», «Как разгрузить детское время» и т,д.). Кроме того, родители вместе с детьми привлекались к изготовлению моделей: частей суток, времен года, недели и т.д..

Таким образом, использование моделей в образовательном процессе с воспитанниками старшего дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствовало эффективному развитию у них важнейших представлений – представлений о времени.

 

Литература:

1.Блехер, Ф.Н.  Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста. Дошкольное воспитание №11, 2008.  14 – 26 с.

2. Локоть, Н.  Объемная модель: использование ее при формировании временных представлений.// Дошкольное воспитание№7, 1986. 30-33 с.

3. Чуднова, Р.П.   Объемные модели.// Дошкольное воспитание №8, 1991.  27-31 с.

4.Эльконин, Д.Б., Давыдов, В.В.  Концепция развивающего детства. Период детства. М.: Просвещение, 1964. 156 – 158 с.

 

Поиск

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024