Статья по материалам участия в семинаре в рамках курсов повышения квалификации
для педагогов Нижегородской области
апрель 2011г.
для педагогов Нижегородской области
апрель 2011г.
Социализация личности ребенка-дошкольника на основе взаимодействия семьи
и дошкольного образовательного учреждения
и дошкольного образовательного учреждения
Промзелева Наталья Анатольевна, воспитатель
С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить.
Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. Этот процесс получил название социализации, основным содержанием которого является передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, кроме того, усвоение их индивидом.
В настоящее время, когда научно-технический прогресс достиг высокого уровня развития, обществу необходим активный человек с высокоразвитым творческим потенциалом, способный к быстрому принятию решений, гармонично взаимодействующий с окружающими, конструктивно решающий возникающие проблемы.
По мнению многих ученых (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн и др.), первые годы жизни – это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.
Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в семье и детских учреждениях. Цель и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, едины: воспитать здоровых, всесторонне развитых людей, горячо любящих свою Родину.
Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации). Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию.
Устанавливая взаимоотношения с семьей, дошкольное образовательное учреждение создает условия для полноценного процесса социализации ребенка-дошкольника. Если семья ребенка будет принимать непосредственное участие в воспитании и развитии своего ребенка, с помощью дошкольного учреждения, то ребенок будет развит социально и как личность.
Современные родители, несмотря на постоянно возрастающий культурный уровень, не всегда имеют достаточные педагогические знания, не умеют установить правильные отношения между собой и с ребенком, не проявляют достаточной заботы о гармоничном развитии его личности.
Поэтому детский сад становится главным помощником семье в правильном воспитании детей. Пропаганда лучшего опыта семейного воспитания, развитие преемственных связей между общественным и семейным воспитанием, распространение педагогических знаний – все это предусматривает работа с родителями в детском саду.
Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей предусматривает ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с детьми. Содержание работы с родителями должно охватывать широкий круг вопросов, освещать все стороны развития и воспитания ребенка.
Анализ и синтез имеющихся вариативных направлений и форм взаимодействия с семьей в практике дошкольных учреждений позволил выделить наиболее приоритетные для организации сотрудничества с родителями нашей группы.
Это:
• оформление фотомонтажей;
• совместное создание предметно – развивающей среды;
• работа с родительским комитетом группы;
• проблемно-тематические беседы с детьми и родителями;
• тренинговые формы работы;
• семинары – практикумы;
• родительские гостиные;
• семейные вернисажи;
• оформление семейных и групповых альбомов «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем»;
• фотовыставки.
Всё это, на наш взгляд, способствует вовлечению родителей в орбиту педагогической деятельности, повышению их заинтересованности и активному участию в образовательном процессе и, соответственно, созданию эффективных условий для личностного развития ребёнка в семье и в детском саду.
Особенно повышает субъектную позицию родителей в воспитании и развитии ребенка такая форма взаимодействия, как «Интересная суббота». Каждый месяц организуется совместный выезд или поход родителей с детьми. Тематика этих встреч может быть разнообразной:
• поездка в Нижегородский кремль;
• прогулка по главной улице города;
• поездка в Нижегородский планетарий;
• работа на площадке детского сада (лепка снежных построек);
• поездка в детский театр «Вера»;
• и т. д.
Данная форма работы позволяет охватить широкий круг вопросов, затронуть все стороны развития и воспитания ребенка. После таких совместных поездок и походов проводится обсуждение увиденного и слышанного. В обмен мнениями включаются впечатления, полученные в пути. В этих обсуждениях родители понимают влияние окружающего мира на гармоничное развитие личности ребенка, учатся понимать его, вставать на его точку зрения.
Важной задачей воспитания дошкольников является формирование нравственных качеств. Совместные поездки позволяют наглядно продемонстрировать средства формирования у ребенка нравственных чувств и привычек; умение сопереживать, стремление оказать помощь, проявить уважение к старшим, заботу о младших и т. д. Эти поездки дают возможность использовать практические упражнения в нравственном поведении.
Особое место в нравственном воспитании ребенка занимает труд. В труде формируются ценные качества личности: ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициативность. Родителям необходимо рассказывать о значении труда в нравственном воспитании детей. В рамках «Интересной субботы» дается возможность подчеркнуть роль примера взрослых. Совместная трудовая деятельность взрослых и детей дает массу положительных эмоций. В ходе совместной трудовой деятельности родители получают возможность понаблюдать и оценить различные формы общения между взрослыми и детьми, выделить для себя более приемлемую.
Важно, чтобы родители заботились об эстетическом развитии своих детей, чтобы литература, музыка, произведения живописи, народное творчество прочно входили в жизнь семьи. «Интересные субботы» позволяют ненавязчиво «показать» родителям эти возможности.
Умственное развитие ребенка во многом зависит от того, какое влияние оказывают на детей взрослые члены семьи, поэтому в работе с родителями обязательно уделяется внимание вопросам умственного развития детей.
«Интересные субботы» помогают определить для родителей дополнительные источники знаний для ребенка и себя.
«Интересные субботы» дают возможность родителям не только накапливать педагогические знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами. Отношения между воспитателем и родителями только в том случае дают хороший результат, если обе стороны занимают партнерскую позицию, при которой никто никого не учит, но оказывает друг другу активную помощь в выявлении имеющихся проблем, установлении и, при возможности, устранении их причин.
Таким образом, совместные «Интересные субботы» родителей с детьми принесли положительные результаты:
• пробудили у родителей интерес к уровню развития детей в соответствии с их возрастом и способностями;
• углубили взаимосвязь родителей и детей;
• позволили с пользой проводить то свободное время, которое мать или отец посвящают ребенку;
• послужили взаимообогащению, способствовали всестороннему развитию ребенка;
• сформировали у родителей понимания важности и значимости организации в семье интересного и содержательного досуга как одного из средств успешной социализации дошкольника;
• развивали педагогическую активность воспитателей и родителей;
• создавали благоприятную эмоциональную атмосферу в отношениях между родителями и педагогами, что обеспечило совместный успех в деле воспитания, развития и социализации детей.
На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Позиция родителей как воспитателей стала более гибкой, теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.
Таким образом, система сотрудничества с семьей, основанная на равноправном участии в образовательном процессе через совместные активные формы взаимодействия, способствовала развитию качества социальных взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса.