Меню сайта |
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Форма входа |
|
|
|
Статья по материалам участия в семинаре в рамках курсов повышения квалификации для педагогов Нижегородской области апрель 2011г.
Реализация своеобразия образовательной области «Социализация» в образовательном пространстве дошкольного учреждения
Скобелева Наталья Александровна – заведующий, Промзелева Наталья Анатольевна – воспитатель МБДОУ центр развития ребенка – детского сада № 394 «Парус»
В соответствии с федеральными государственными требованиями в структуре образовательной программы заложены области, проектирующие основной круг компетенций ребенка: «Здоровье», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество» и др. Важнейшей образовательной областью, осваиваемой ребенком, является «Социализация». Именно она интегрирует и синтезирует образовательное содержание по формированию общей культуры, развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей дошкольного возраста. Интегративные качества ребенка (любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, наличие нравственных ценностей и др.) отражают уровень его отношений с социальной действительностью. Данную мысль доказывают фундаментальные понятия психолого-педагогической науки. По мнению отечественных психологов Леонтьева А.Н., Эльконина Д.Б., социальная ситуация развития – это единственное и неповторимое, специфичное для данного возраста отношение между ребенком и средой, место ребенка в системе отношений и понимание им своей социальной позиции. Рассмотрение ребенка как активного участника социальной ситуации и является основным условием осуществления личностно-ориентированного образования. Поэтому модель общеобразовательной программы Учреждения «Мир детства» включила инновационный проект «Детский сад как центр социализации личности ребенка». В основе проекта лежит идея о дошкольном образовательном учреждении как модели окружающего ребенка социума, в котором создаются эффективные условия для конструктивных взаимоотношений его с окружающими людьми, основанных на соблюдении нравственных норм. Отражение особенностей окружающего дошкольное учреждение социума включило следующие данные: • Социально-экономические. Это анализ социального состава населения (служащие – 36% и рабочие – 54%), педагогической компетентности родителей (на высоком уровне – 24% родителей). • Культурно-исторические: наличие исторических памятников, культурных комплексов, мест отдыха, оздоровления, обуславливающих развитие предпосылок гражданской позиции ребенка. • Национально-этнические особенности населения: реализация социокультурных ценностей русского народа, ознакомление с культурными традициями разных национальностей. • Демографическая ситуация. Наблюдения последних лет показывают тенденции к увеличению семей с 2-3 детьми, многодетных семей, что подчеркивает актуальность осуществления воспитательного процесса в разновозрастных сообществах. Наибольшую сложность для практиков представляет разработка содержания психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей. Определяющими направлениями социализации детей в образовательной программе Учреждения являются: мир «Я», мир людей, мир вокруг. Основываясь на решении задач, специфических для реализации образовательной области «Социализация», а также задач, характерных для других образовательных областей было сформировано комплексно-тематическое планирование для детей всех возрастных групп. В его основу положено понятие событийной общности как пространства развития человека, сформулированного Виктором Ивановичем Слободчиковым. Со-бытием, то есть совместным бытием, совместным проживанием чего-либо значительного в жизни ребенка для нас стала тема, а их комплекс составил непосредственно тематическое планирование на учебный год. В сысловой контекст каждого события включаются участники образовательного процесса через постоянное общение, обсуждение, установление духовных взаимоотношений с партнером. Данная таблица иллюстрирует темы, которые изучаются во всех возрастных группах, но с разным содержательным направлением.
Я
| Мир людей
| Мир вокруг
| - Мой организм - Полезные и вредные привычки - Здоровый образ жизни - Мои игрушки - Мои увлечения - Мальчики и девочки - Я люблю трудиться
| Моя семья - Любимые взрослые - Работники детского сада - Такие разные профессии - Мои друзья - Общаемся
| Мой край - Мой детский сад - Мой дом - Моя улица - Мой город - Моя
страна - Моя планета - Праздники (Новогодний
праздник, День защитника Отечества, Международный женский день, День
знаний, День народного единства, День Победы) - Сезоны года - Осень - Зима - Весна - Лето -
Народная культура и традиции |
Качество образовательного процесса в рамках каждой темы обеспечивается интеграцией всех образовательных областей. Специфика реализации образовательной области «Социализация» заключается в применении таких форм работы, которые позволят успешно решить задачи социально-личностного развития детей. Это, несомненно, коллективные формы: проектная деятельность, диалог-клубы, детские презентации, постановка спектаклей, совместные конкурсы, оформление групп к праздникам, акции (в природе, социуме), разновозрастные сообщества, кружковая работа, встречи с интересными людьми, экскурсии и др. Именно в них дети общаются, взаимодействуют, осознают свою самость, субъектность. Каким же должен быть педагог, реализующий личностно-ориентированные технологии? Несомненно, преобладающей в работе с детьми является позиция содействия, партнерства, грамотное владение воспитателем приемами сотрудничества в различных образовательных компонентах рабочего дня. Например, в непосредственно образовательной деятельности эффективными методами педагогической поддержки являются стимулирование, мотивация, создание атмосферы гуманной тональности. В совместной деятельности с ребенком оптимальны поддержка инициативы, включенность воспитателя в разную деятельность. Успешному социальному становлению личности воспитанников при организации самостоятельной детской деятельности способствуют доверие, предоставление свободы выбора. Целостность подходов к социализации ребенка в образовательном пространстве обеспечивает аналогичная позиция при взаимодействии с семьей. В итоге нашей работы можно отметить позитивную динамику в развитии личностных качеств детей при освоении образовательной программы. Если в начале года в детских объединениях отмечался высокий процент проявлений агрессивного поведения, наличие конфликтных ситуаций, непринятия, неумения вступать в диалог, строить отношения (65%), то к концу года мы отметили: - владение правилами культуры поведения в соответствии с возрастом (у 75% детей), устойчивую положительную направленность поведения (у 82%); - положительный настрой на общение с окружающими взрослыми и сверстниками, стремление к взаимопониманию (у 96% воспитанников); - проявления эмоциональной отзывчивости, сочувствия, сопереживания, готовности помочь (у 72% детей). Это свидетельствует об успешности реализации образовательной программы Учреждения, центральным звеном которой является «Социализация».
|
|
Поиск |
|
|
Календарь |
« Апрель 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
|
|
Архив записей |
|
|
|