Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Статья по материалам участия в семинаре в рамках курсов повышения квалификации
для педагогов Нижегородской области

апрель 2011г.

Реализация своеобразия образовательной области «Социализация»
в образовательном пространстве дошкольного учреждения


Скобелева Наталья Александровна – заведующий,
Промзелева Наталья Анатольевна – воспитатель
МБДОУ центр развития
ребенка – детского сада № 394 «Парус»

    В соответствии с  федеральными государственными требованиями в структуре образовательной программы заложены области, проектирующие основной круг компетенций ребенка: «Здоровье», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество» и др.
    Важнейшей образовательной областью, осваиваемой ребенком, является «Социализация». Именно она интегрирует и синтезирует образовательное содержание по формированию общей культуры, развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей дошкольного возраста.
    Интегративные качества ребенка (любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, наличие нравственных ценностей и др.) отражают уровень его отношений с социальной действительностью.
    Данную мысль доказывают фундаментальные понятия психолого-педагогической науки. По мнению отечественных психологов Леонтьева А.Н., Эльконина Д.Б., социальная ситуация развития – это единственное    и     неповторимое, специфичное для данного возраста отношение   между   ребенком   и средой, место ребенка в системе отношений и понимание им своей социальной позиции.
    Рассмотрение ребенка как активного участника социальной ситуации и является основным условием осуществления личностно-ориентированного образования.
    Поэтому модель общеобразовательной программы Учреждения «Мир детства» включила инновационный проект «Детский сад как центр социализации личности ребенка».
    В основе проекта лежит идея о дошкольном образовательном учреждении как модели окружающего ребенка социума, в котором создаются эффективные условия для конструктивных взаимоотношений его с окружающими людьми, основанных на соблюдении нравственных норм.
    Отражение особенностей окружающего дошкольное учреждение социума включило следующие данные:
    •    Социально-экономические. Это анализ социального состава населения (служащие – 36% и рабочие – 54%), педагогической компетентности родителей (на высоком уровне – 24% родителей).
    •    Культурно-исторические: наличие  исторических памятников, культурных комплексов, мест отдыха, оздоровления, обуславливающих развитие предпосылок гражданской позиции ребенка.
    •    Национально-этнические особенности населения: реализация социокультурных ценностей русского народа, ознакомление с культурными традициями разных национальностей.
    •    Демографическая  ситуация.     Наблюдения последних лет показывают тенденции к увеличению семей с 2-3 детьми, многодетных семей, что подчеркивает актуальность осуществления воспитательного процесса в разновозрастных сообществах.
    Наибольшую сложность для практиков представляет разработка  содержания психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей. Определяющими направлениями социализации детей в образовательной программе Учреждения являются: мир «Я», мир людей, мир вокруг.
    Основываясь на решении задач, специфических для реализации образовательной области «Социализация», а также задач, характерных для других образовательных областей было сформировано комплексно-тематическое планирование для детей всех возрастных групп.
    В его основу положено понятие событийной общности как пространства развития человека, сформулированного Виктором Ивановичем Слободчиковым. Со-бытием, то есть совместным бытием, совместным проживанием чего-либо значительного в жизни ребенка для нас стала тема, а их комплекс составил непосредственно тематическое планирование на учебный год.
    В сысловой контекст каждого события включаются участники образовательного процесса через постоянное общение, обсуждение, установление духовных взаимоотношений с партнером.
Данная таблица иллюстрирует  темы, которые изучаются во всех возрастных группах, но с разным содержательным направлением.
  
Я
Мир людей
Мир вокруг
  - Мой организм
  - Полезные и  вредные  привычки
  - Здоровый образ жизни
  - Мои игрушки
  - Мои увлечения
  - Мальчики и        девочки
  - Я люблю трудиться
  Моя семья
  -  Любимые
взрослые
  -  Работники
детского сада
  -  Такие разные  профессии
  -  Мои друзья
  -  Общаемся   

   Мой край 
  -     Мой детский сад
  -     Мой дом
  -     Моя улица
  -     Мой город
  -     Моя страна
  -     Моя планета
  -     Праздники (Новогодний праздник,
    День защитника Отечества,  Международный женский день, День  знаний, День народного единства,  День Победы)
  -     Сезоны года
  -     Осень
  -     Зима
  -     Весна
  -     Лето
  -     Народная культура и традиции


    Качество образовательного процесса в рамках каждой темы обеспечивается интеграцией всех образовательных областей.
    Специфика реализации образовательной области «Социализация» заключается в применении таких форм работы, которые позволят успешно решить задачи социально-личностного развития детей. Это, несомненно, коллективные формы: проектная деятельность, диалог-клубы, детские презентации, постановка спектаклей, совместные конкурсы, оформление групп к праздникам, акции (в природе, социуме), разновозрастные сообщества, кружковая работа, встречи с интересными людьми, экскурсии и др.
    Именно в них дети общаются, взаимодействуют, осознают свою самость, субъектность.
    Каким же должен быть педагог, реализующий личностно-ориентированные технологии? Несомненно, преобладающей в работе с детьми является позиция содействия, партнерства, грамотное владение воспитателем приемами сотрудничества в различных образовательных компонентах рабочего дня. Например, в непосредственно образовательной деятельности эффективными методами педагогической поддержки являются стимулирование,     мотивация,  создание атмосферы  гуманной тональности. В совместной деятельности с ребенком оптимальны поддержка инициативы,   включенность воспитателя  в разную деятельность. Успешному социальному становлению личности воспитанников при организации самостоятельной детской деятельности способствуют  доверие,   предоставление свободы выбора.
    Целостность подходов к социализации ребенка в образовательном пространстве обеспечивает аналогичная позиция при взаимодействии с семьей.
    В итоге нашей работы можно отметить позитивную динамику в развитии личностных качеств детей при освоении образовательной программы.
    Если в начале года в детских объединениях отмечался высокий процент проявлений агрессивного поведения, наличие конфликтных ситуаций, непринятия, неумения вступать в диалог, строить отношения (65%), то к концу года  мы отметили:
    -    владение правилами культуры поведения в соответствии с возрастом (у 75% детей), устойчивую положительную направленность поведения (у 82%);
    -    положительный настрой на общение с окружающими взрослыми и сверстниками,  стремление к взаимопониманию (у 96% воспитанников);
    -    проявления эмоциональной отзывчивости, сочувствия, сопереживания, готовности помочь (у 72% детей).
Это свидетельствует об успешности реализации образовательной программы Учреждения, центральным звеном которой является «Социализация».




Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024