Статья по материалам участия в семинаре в рамках курсов повышения квалификации
для педагогов Нижегородской области
апрель 2011г.
для педагогов Нижегородской области
апрель 2011г.
Реализация своеобразия образовательной области «Социализация»
в образовательном пространстве дошкольного учреждения
в образовательном пространстве дошкольного учреждения
Скобелева Наталья Александровна – заведующий,
Промзелева Наталья Анатольевна – воспитатель
МБДОУ центр развития ребенка – детского сада № 394 «Парус»
В соответствии с федеральными государственными требованиями в структуре образовательной программы заложены области, проектирующие основной круг компетенций ребенка: «Здоровье», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество» и др.
Важнейшей образовательной областью, осваиваемой ребенком, является «Социализация». Именно она интегрирует и синтезирует образовательное содержание по формированию общей культуры, развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей дошкольного возраста.
Интегративные качества ребенка (любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, наличие нравственных ценностей и др.) отражают уровень его отношений с социальной действительностью.
Данную мысль доказывают фундаментальные понятия психолого-педагогической науки. По мнению отечественных психологов Леонтьева А.Н., Эльконина Д.Б., социальная ситуация развития – это единственное и неповторимое, специфичное для данного возраста отношение между ребенком и средой, место ребенка в системе отношений и понимание им своей социальной позиции.
Рассмотрение ребенка как активного участника социальной ситуации и является основным условием осуществления личностно-ориентированного образования.
Поэтому модель общеобразовательной программы Учреждения «Мир детства» включила инновационный проект «Детский сад как центр социализации личности ребенка».
В основе проекта лежит идея о дошкольном образовательном учреждении как модели окружающего ребенка социума, в котором создаются эффективные условия для конструктивных взаимоотношений его с окружающими людьми, основанных на соблюдении нравственных норм.
Отражение особенностей окружающего дошкольное учреждение социума включило следующие данные:
• Социально-экономические. Это анализ социального состава населения (служащие – 36% и рабочие – 54%), педагогической компетентности родителей (на высоком уровне – 24% родителей).
• Культурно-исторические: наличие исторических памятников, культурных комплексов, мест отдыха, оздоровления, обуславливающих развитие предпосылок гражданской позиции ребенка.
• Национально-этнические особенности населения: реализация социокультурных ценностей русского народа, ознакомление с культурными традициями разных национальностей.
• Демографическая ситуация. Наблюдения последних лет показывают тенденции к увеличению семей с 2-3 детьми, многодетных семей, что подчеркивает актуальность осуществления воспитательного процесса в разновозрастных сообществах.
Наибольшую сложность для практиков представляет разработка содержания психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей. Определяющими направлениями социализации детей в образовательной программе Учреждения являются: мир «Я», мир людей, мир вокруг.
Основываясь на решении задач, специфических для реализации образовательной области «Социализация», а также задач, характерных для других образовательных областей было сформировано комплексно-тематическое планирование для детей всех возрастных групп.
В его основу положено понятие событийной общности как пространства развития человека, сформулированного Виктором Ивановичем Слободчиковым. Со-бытием, то есть совместным бытием, совместным проживанием чего-либо значительного в жизни ребенка для нас стала тема, а их комплекс составил непосредственно тематическое планирование на учебный год.
В сысловой контекст каждого события включаются участники образовательного процесса через постоянное общение, обсуждение, установление духовных взаимоотношений с партнером.
Данная таблица иллюстрирует темы, которые изучаются во всех возрастных группах, но с разным содержательным направлением.
Я | Мир людей | Мир вокруг |
- Мой организм - Полезные и вредные привычки - Здоровый образ жизни - Мои игрушки - Мои увлечения - Мальчики и девочки - Я люблю трудиться | Моя семья - Любимые взрослые - Работники детского сада - Такие разные профессии - Мои друзья - Общаемся | Мой край - Мой детский сад - Мой дом - Моя улица - Мой город - Моя страна - Моя планета - Праздники (Новогодний праздник, День защитника Отечества, Международный женский день, День знаний, День народного единства, День Победы) - Сезоны года - Осень - Зима - Весна - Лето - Народная культура и традиции |
Качество образовательного процесса в рамках каждой темы обеспечивается интеграцией всех образовательных областей.
Специфика реализации образовательной области «Социализация» заключается в применении таких форм работы, которые позволят успешно решить задачи социально-личностного развития детей. Это, несомненно, коллективные формы: проектная деятельность, диалог-клубы, детские презентации, постановка спектаклей, совместные конкурсы, оформление групп к праздникам, акции (в природе, социуме), разновозрастные сообщества, кружковая работа, встречи с интересными людьми, экскурсии и др.
Именно в них дети общаются, взаимодействуют, осознают свою самость, субъектность.
Каким же должен быть педагог, реализующий личностно-ориентированные технологии? Несомненно, преобладающей в работе с детьми является позиция содействия, партнерства, грамотное владение воспитателем приемами сотрудничества в различных образовательных компонентах рабочего дня. Например, в непосредственно образовательной деятельности эффективными методами педагогической поддержки являются стимулирование, мотивация, создание атмосферы гуманной тональности. В совместной деятельности с ребенком оптимальны поддержка инициативы, включенность воспитателя в разную деятельность. Успешному социальному становлению личности воспитанников при организации самостоятельной детской деятельности способствуют доверие, предоставление свободы выбора.
Целостность подходов к социализации ребенка в образовательном пространстве обеспечивает аналогичная позиция при взаимодействии с семьей.
В итоге нашей работы можно отметить позитивную динамику в развитии личностных качеств детей при освоении образовательной программы.
Если в начале года в детских объединениях отмечался высокий процент проявлений агрессивного поведения, наличие конфликтных ситуаций, непринятия, неумения вступать в диалог, строить отношения (65%), то к концу года мы отметили:
- владение правилами культуры поведения в соответствии с возрастом (у 75% детей), устойчивую положительную направленность поведения (у 82%);
- положительный настрой на общение с окружающими взрослыми и сверстниками, стремление к взаимопониманию (у 96% воспитанников);
- проявления эмоциональной отзывчивости, сочувствия, сопереживания, готовности помочь (у 72% детей).
Это свидетельствует об успешности реализации образовательной программы Учреждения, центральным звеном которой является «Социализация».