Меню сайта |
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Форма входа |
|
|
|
Статья по материалам участия в семинаре в рамках курсов повышения квалификации для педагогов Нижегородской области апрель 2011г.
Личностно-ориентированный подход к ребенку в современном дошкольном образовательном учреждении.
Зуева Татьяна Владимировна, воспитатель МДОУ центр развития ребенка – детского сада № 394 «Парус»
Современная система дошкольного образования, направленная на оптимальное формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств воспитанников, несомненно, должна строиться на реализации личностно-ориентированной модели взаимодействия всех участников образовательного процесса. Она предполагает сотрудничество и партнерство взрослых и детей, поддержку процессов самопознания, самостроительства и самореализации личности ребёнка. Актуальность личностно-ориентированного подхода объясняется тем, что динамическое развитие российского общества требует формирования индивидуальной, уверенной, раскрепощенной личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме. Индивидуальность в психолого-педагогической науке, по мнению О.П.Филатовой, трактуется как обобщенная характеристика особенностей человека, устойчивое проявление которых в различных видах деятельности определяет индивидуальный стиль поведения человека как личностное образование. В образовательном процессе учет индивидуальности означает раскрытие возможностей максимального полноценного развития каждого ребенка, признание его уникальности и неповторимости в условиях реализации социальной ситуации развития. Изучение вопросов, связанных с ориентацией на личность ребенка, тесно взаимосвязано с проблемой субъектности. Вопросами субъектного подхода в педагогическом взаимодействии занимались психологи Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.Н.Мясищев, А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн и др. С.Л.Рубинштейн определяет «качество субъекта как детерминанты осуществляемых им изменений в мире (активность), его способность к самостоятельности, самодетерминации (саморегуляции, самоорганизации) и самосовершенствованию»[1]. По мнению К.А.Абульхановой-Славской, понятие «субъект» характеризует личностное в человеке, избранные способы осуществления действий, осознание мира в зависимости от социальной позиции, от степени сформированности ценностных ориентаций [2]. В.А.Петровский считает, что «быть личностью…означает быть субъектом деятельности, общения, самосознания»[4]. Таким образом, несомненна внутренняя связь между личностным и субъектным, обусловленность способности личности к самоорганизации, саморегуляции, к развитию и осуществлению себя как субъекта деятельности от качества осуществления личностно-ориентированного подхода к ребенку. Модель личностно-ориентированного подхода лежит в основе гуманизации педагогической сферы. О ее наличии свидетельствуют ответы на следующие вопросы: стоит ли в центре образовательного процесса личность, происходит ли развитие её творческой педагогической индивидуальности или её заслоняют планы, программы, мероприятия, отчёты? А.В.Мудрик подчеркивает значимость личности педагога в поддержке ребенка, построении взаимодействия с ним в форме диалога, обмена интеллектуальными, моральными, эмоциональными и социальными ценностями, благодаря чему может оказать помощь в развитии личности воспитанника и саморазвитии [3]. По мнению О.Ф.Подойницыной, ведущими психологическими принципами личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с ребенком являются диалогизация, проблематизация, персонализация, индивидуализация [5]. Их дополняет ряд принципов ненасильственного взаимодействия: достижение позитивной открытости по отношению к детям и своей личности; обеспечение субъективной свободы в выборе содержания, форм и методов деятельности; преодоление негативных переживаний: тревожности. страха, чувства неполноценности. Таким образом, личностно-ориентированный подход способствует наиболее яркому проявлению субъектности ребенка, актуализации его личностных возможностей, созданию эффективных условий для его самореализации и самоопределения. Список литературы: 1. Абульханова К.А. С.Л.Рубинштейн – ретроспектива и перспектива /Проблема субъекта в психологической науке. Ред. А.В.Брушлинский и др. М.: Академич. Проект, 2000. С.13-26. 2. Абульханова К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980. – 336с. 3. Мудрик А.В. Социализация и смутное время. М., 1991. 4. Петровский В.А. Личность: феномен субъектности. Ростов н/Д, 1993. 5. Подойницына О.Ф. Социально-психологический аспект педагогического общения. Дис.к.Соц.Наук.- М., 1992.
|
|
Поиск |
|
|
Календарь |
« Апрель 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
|
|
Архив записей |
|
|
|