Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Статья по материалам участия в семинаре в рамках курсов повышения квалификации
для педагогов Нижегородской области

апрель 2011г.

Личностно-ориентированный подход к ребенку
в современном дошкольном образовательном учреждении.

Зуева Татьяна Владимировна,  воспитатель
МДОУ центр  развития ребенка – детского сада № 394 «Парус»

      Современная система дошкольного образования, направленная на оптимальное формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств воспитанников, несомненно, должна строиться на реализации личностно-ориентированной модели взаимодействия всех участников образовательного процесса. Она предполагает сотрудничество и партнерство взрослых и детей, поддержку процессов самопознания, самостроительства и самореализации личности ребёнка.
    Актуальность личностно-ориентированного подхода объясняется тем, что динамическое развитие российского общества требует формирования  индивидуальной, уверенной, раскрепощенной личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме.
    Индивидуальность в психолого-педагогической науке, по мнению О.П.Филатовой, трактуется как обобщенная характеристика особенностей человека, устойчивое проявление которых в различных видах деятельности определяет индивидуальный стиль поведения человека как личностное образование.
    В образовательном процессе учет индивидуальности означает раскрытие возможностей максимального полноценного развития каждого ребенка, признание его уникальности и неповторимости в  условиях реализации социальной ситуации развития.
    Изучение вопросов, связанных с ориентацией на личность ребенка, тесно взаимосвязано с проблемой субъектности.
    Вопросами субъектного подхода  в педагогическом взаимодействии занимались психологи Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.Н.Мясищев, А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн и др.
    С.Л.Рубинштейн определяет «качество субъекта как детерминанты осуществляемых им изменений в мире (активность), его способность к самостоятельности, самодетерминации  (саморегуляции, самоорганизации) и самосовершенствованию»[1].
    По мнению К.А.Абульхановой-Славской, понятие «субъект» характеризует личностное в человеке, избранные способы осуществления действий, осознание мира в зависимости от социальной позиции, от степени сформированности ценностных ориентаций [2].
    В.А.Петровский считает, что «быть личностью…означает быть субъектом деятельности, общения, самосознания»[4].
    Таким образом, несомненна внутренняя связь между личностным и субъектным, обусловленность способности личности к самоорганизации, саморегуляции, к развитию и осуществлению себя как субъекта деятельности от качества осуществления личностно-ориентированного подхода к ребенку.
    Модель личностно-ориентированного подхода лежит в основе гуманизации педагогической сферы. О ее наличии свидетельствуют ответы на следующие вопросы: стоит ли в центре образовательного процесса личность, происходит ли развитие её творческой педагогической индивидуальности или её заслоняют планы, программы, мероприятия, отчёты? 
    А.В.Мудрик  подчеркивает значимость личности педагога в поддержке ребенка, построении взаимодействия с ним в форме диалога, обмена интеллектуальными, моральными, эмоциональными и социальными ценностями, благодаря чему может оказать помощь в развитии личности воспитанника и саморазвитии [3].
    По мнению О.Ф.Подойницыной, ведущими психологическими принципами личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с ребенком являются диалогизация, проблематизация, персонализация, индивидуализация [5].
    Их дополняет ряд принципов ненасильственного взаимодействия: достижение позитивной открытости по отношению к детям и своей личности; обеспечение субъективной свободы в выборе содержания, форм и методов деятельности; преодоление негативных переживаний: тревожности. страха, чувства неполноценности.
    Таким образом, личностно-ориентированный подход способствует наиболее яркому проявлению субъектности ребенка, актуализации его личностных возможностей, созданию эффективных условий для его самореализации и самоопределения.
Список литературы:
    1.    Абульханова К.А. С.Л.Рубинштейн – ретроспектива и перспектива   /Проблема субъекта в психологической науке. Ред. А.В.Брушлинский и др. М.: Академич. Проект, 2000. С.13-26.
    2.    Абульханова К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980. – 336с.
    3.    Мудрик А.В. Социализация и смутное время. М., 1991.
    4.    Петровский В.А. Личность: феномен субъектности. Ростов н/Д, 1993.
    5.    Подойницына О.Ф. Социально-психологический аспект педагогического общения. Дис.к.Соц.Наук.- М., 1992.
Поиск

Календарь
«  Декабрь 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2022