Статья по материалам VII областного научно-практического семинара «Рухи мирас» (Духовное наследие)
«Роль образовательного учреждения в развитии поликультурной среды регионального образования»
январь 2011г.
«Роль образовательного учреждения в развитии поликультурной среды регионального образования»
январь 2011г.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ К НАЦИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ РОССИИ
В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ К НАЦИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ РОССИИ
Мазова Елена Александровна,
музыкальный руководитель,
МДОУ центр развития ребенка –
детский сад № 394 «Парус»
Развитие духовности ребенка происходит с детства через разнообразные контакты его с окружающим миром. Именно дошкольник наиболее полно ощущает эмоциональные трансакции и эмоционально реагирует на них в таких проявлениях, как доверчивость, восприимчивость, подражательность, образность видения и т.п. [12]
Сенсорный опыт, впоследствии осознаваемый рефлексивной деятельностью разума, создает прочный фундамент развития духовности взрослеющего человека. Естественно, чем он богаче, тем больше возможностей для выхода человека на культурно-духовный уровень.[3]
Известно, что дошкольный возраст - сензитивный для развития эмоциональности, которая прокладывает путь к сознанию ребенка, его духовному миру.
С другой стороны, если этот уникальный и неповторимый по своим возможностям период ребенок проживает в обстановке бессердечия, унижения и зла, лжи и эгоизма, его сензитивность оказывает плохую службу формированию его духовного мира.[11]
Установление благоприятной психологической атмосферы, духовного характера отношений возможно лишь при условии, что сам педагог обладает духовно-нравственной культурой, воплощая в каждом слове, движении, поступке духовно-нравственные ценности. Проходя через своеобразный «педагогический фильтр», окружающие предметы, явления, предстают перед ребенком как «экологически чистые» культурные нормы. Через подражание и пример ребенок «вдыхает» сенсорно-интеллектуально-духовную информацию, которая незамедлительно приносит свои плоды.[4]
Чрезвычайно важно педагогически целесообразно организовывать любые виды истинно детской деятельности: игра, изобразительная музыкальная.[4]
На воспитание (питание «возвышенным, духовным») огромное влияние оказывает музыка. Музыка отражает мир многогранных чувств, дети чутко реагируют на ее содержание. При слушании самобытных национальных музыкальных произведений, исполнении песен и танцев разных народов, дети приобретают не только знания о культуре каждого народа, но и сопереживают, расширяется их эмоциональный опыт.
Младенец в колыбели, не понимающий слов матери, успокаивается под пение, затем старается воспроизвести услышанную мелодию сам, баюкая себя. Позже, подражая взрослому, подпевает отдельные звуки, концы фраз, а затем и несложные песенки – попевки. Так у ребенка появляется потребность в восприятии народной музыки, возникает проникновенность ее образами.
Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни. Фольклорные произведения учат детей понимать добро и зло, противостоять плохому, активно защищать слабых. Мудрость народной музыкальной культуры способствует также укреплению семьи, объединению интересов взрослых и детей.
Основными задачами при знакомстве детей с народной музыкальной культурой являются:
1. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию;
2. Содействие развитию чувства достоинства ребенка, как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей;
3. Развитие креативных и коммуникативных способностей детей через их собственную исполнительскую деятельность в различных областях музыкального народного искусства;
4. Воспитание уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей.
В основе системы работы с воспитанниками лежат следующие принципы: 1) культуросообразности; 2) расширения связей ребенка с окружающим миром; 3) приоритетности регионального культурного наследия; 4) опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка; 5) «сквозного воспитания»
Работа с детьми по приобщению к истокам народного музыкального искусства строится по следующим направлениям: народная песня и её режиссура; народная хореография; народные игры; народные музыкальные инструменты, народный театр, малые жанры фольклора, календарные праздники.[2]
Особую роль в развитии представлений детей о народной культуре играют народные праздники, развлечения, театрализованные представления, как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием.
Воспитанники вместе с взрослыми обсуждают особенности каждого народного праздника. Устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом людей в прошлом и в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни. При этом важно опираться на общедидактические принципы доступности, наглядности, учета возрастных и индивидуальных возможностей детей.
Стало традиционными в нашем ДОУ такие праздники, как «Осенины», «Ярмарка», «Новый год», «Рождество», «Святки», «Масленица», «В гости бабушки пришли», «Прилет птиц», «Именины березки» (Троица). [6]
В ожидании праздника мы организуем посиделки, имеющие различную направленность. Педагоги и родители мастерят предметы для оформления группы, разучивают новые хороводные песни, делают подарки для родных и друзей, играют в народные игры, знакомятся с национальными блюдами, правилами гостеприимства русского народа и народов других национальностей, используя позитивный семейный опыт.
Интерес детей к музыкальному репертуару поддерживается игровыми персонажами, встречами с народными мастерами, их живыми рассказами с использованием всевозможных присказок: «Посидим рядком, да поговорим ладком» и др. Рассказы сопровождаются демонстрацией своих умений, играми. Старшее поколение передает ценный опыт малышам – это важный принцип народной педагогики. Все посиделки заканчиваются народными играми, хороводами («Кончил дело — гуляй смело»).[10]
Погружение детей в мир народного искусства, музыкальных образов развивает их интеллектуально-эмоциональную сферу, формирует духовность, ориентирует на общечеловеческие ценности, что важно для становления личности каждого человека.
Литература:
1. Бойчук И.А., Попушина Т.Н. Мы гордимся стариной, стала нам она родной! – Апатиты, 1999.
2. Бойчук И.А., Попушина Т.Н. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. – 224 с.
3. Вазина К.Я. Модель саморазвития человека. Н.Новгород, 1994
4. Вазина К.Я. Человек и духовное развитие. Н.Новгород, 1997
5. Детские частушки, шутки, прибаутки. – Ярославль: Академия развития, 1997.
6. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт.- сост. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маркеева, О.Н.Корепанова и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 400с.
7. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Детство-Пресс, 1998. – 304 с.
8. Парамонова Л. Общественное дошкольное воспитание: современные тенденции развития и права ребёнка. Дошкольное воспитание. №6.1997
9. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
10. Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. – Ярославль: Академия развития, 1997.
11. Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. М., 1997
12. Штайнер Р. Воспитание ребёнка с точки зрения духовной науки. Дошкольное воспитание. №1,2. 1994г.