Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Форма входа

 

Познавательные психические процессы – восприятие, мышление, речь, память, внимание, воображение. Данные процессы способствуют познанию человеком окружающей действительности, ее закономерностей.

 

Познавательные способности – это индивидуальные особенности человека, выражающие его готовность к овладению определенными закономерностями; являющиеся условием успешного выполнения деятельности.

 

Внимание

Внимание – направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте при отвлечении от других.

Внимание – это условие успешного осуществления любой деятельности, как внешней, так и внутренней, а продукт внимания – ее качественное выполнение.

Виды внимания:

  1. Непроизвольное (новизна, эмоциональность информации)
  2. Произвольное (сознательно регулируемое)
  3. Послепроизвольное (цель перемещается с результата на процесс)
  4. Природное
  5. Социально обусловленное
  6. Непроизвольно-опосредованное
  7. Чувственно обусловленное.

 

Свойства внимания:

Объем – количество объектов, которое воспринимается одновременно.

Концентрация – степень сосредоточения на объекте/объектах.

Распределение – умение одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами.

                            объясняет

Педагог     пишет

                            смотрит на детей

устойчивость – общая направленность внимания в процессе деятельности (не путать со сосредоточенностью).

Переключение – перестройка внимания, перенос его с одного объекта на другой (преднамеренное и непреднамеренное).

 Ситуация

 

Ранний возраст

Дошкольный возраст

Сосредоточение на несложных инструментах взрослого, слушание литературных произведений, словах, речи.

Высокая концентрация, устойчивость и объем

Складываются предпосылки для развития произвольного внимания

Развитие произвольного, опосредованного внимания

Слабая концентрация, трудности в переключении и распределения внимания

Элементы послепроизвольного внимания

Объем внимания низкий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности развития внимания в раннем и дошкольном возрасте:

 

 

Условия для развития внимания

  1. позиция взрослого  в общении с ребенком р/в – совместная деятельность. Режим дня – внешнее средство организации детей, облегчающее переключение, распределение, концентрацию внимания. Показ новых предметов и новых способов действий с ними.
  2. эмоциональный фон деятельности – поддержка непроизвольного внимания, развитие произвольного внимания с развитием целеполагания.
  3. игры и упражнения.
  4. указательный, привлекающий жест «посмотри», «послушай», «потрогай» и т.п.
  5. использование наглядности.
  6. предварительная подготовка деятельности.
  7. соблюдение требований к организации деятельности (доведение начатого до конца, создание установки на получение качественного результата).

 

Мышление

- отражение предметов и явлений в их существенных признака, связях и отношениях.

М. неразрывно связано с речью. Слово помогает называть признак или свойство предмета. В речи оформляется процесс рассуждения.

Основные операции М.: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция.

Анализ – мысленное разложение целого на части или выделение из целого его сторон, действий, отношений.

Синтез – мысленное объединение частей, свойств, действий, в единое целое.

Сравнение – установление сходства и различия между предметами, явлениями или по каким-либо признакам.

 

 

Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по каким-либо существенным свойствам.

Абстракция – вычленение каких-либо сторон объекта при отвлечении от остальных. (Ситуация 1.)

Ситуация 2.

 

Виды мышления:

  1. наглядно-действенное

(реальное практическое преобразование в процессе действий с предметами)

  1. наглядно-образное

(опирается на представления и образы, в отличие от наглядно-действенного при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образов).

  1. словесно-логическое

(осуществляется при помощи логических операций с понятиями)

 

    •  произвольное  (целенаправленное решение мыслительных операций);
    •  Непроизвольное (непроизвольная трансформация образов  - сновидения).

 

Ситуация 3.

Ситуация 4.

 

Особенности развития мышления в раннем и дошкольном возрасте:

Ранний возраст

Дошкольный возраст

Мышление функционирует в предметной деятельности

Мышление становится внеситуативным

Ребенок самостоятельно устанавливает некоторые связи между частью и целым

С освоением речи рассуждения становятся способом решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений

Ребенок решает практические задачи с помощью орудий и соотносящихся действий (наглядно-действенное мышление)

Мышление становится проблемным (детские вопросы)

Ребенок включает речь в процесс мышления (что придает мышлению целенаправленность)

Отмечается планомерность мышления (предварительное рассуждение)

Появляются первые мыслительные операции (сравнение, обобщение)

Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость

 

 

Зарождается наглядно-образное мышление, представление о результате действий.

Зарождается словесно-логическое мышление

 

Структура мышления и структура интеллекта.

Структура мыслительного процесса:

  1. мотивация

  2.  анализ проблемы

                                   3.  поиск решения

  1. доказательство правильности решения
  2.  реализация решения
  3.  проверка пройденного решения
  4. коррекция (или возврат к п.2)

 

Качества мышления и структура интеллекта.

Широта мышления – способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частей.

Глубина – выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов.

Самостоятельность мышления – умение человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей.

Гибкость – умение быстро менять действия при изменении обстановки.

 

Условия для развития мышления

Ранний возраст

Дошкольный возраст

Образец взрослого и речь ребенок усваивает на основе подражания

Вопросы для детей, на которые нужно отвечать с одной стороны, а с другой, не торопиться давать ответ, предоставить возможность самостоятельно или с помощью сверстника найти ответ (это формирует самостоятельность, пытливость ума)

Предоставление ребенку возможности активно действовать с предметами самостоятельно

Побуждайте детей задавать вопросы

Обучение умению видать и формулировать в речи проблему, а также отражать в речи результаты познания

Наблюдение, экспериментирование, ознакомление с художественной литературой (это развивает сравнение, обобщение, анализ)

 

Развитие связной речи (придает мышлению обобщенный и осознанный характер)

Усвоение последовательных знаний («порядок мыслей»)

 

 

Способы активизации мышления:

Технология ТРИЗ

«мозговой штурм»

«Синектика»

 «Метод фокальных объектов»

«Метод морфологического анализа»)

Развивающие игры

 

Память

 - это форма психического отражения прошлого опыта. Связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивая единство его психики и придавая ей индивидуальность.

Память состоит из процессов: запоминания, сохранения, воспроизведения, забывания, а так же последующего воспроизведения.

Виды памяти:

  1. по содержанию:
  • эмоциональная,
  • двигательная,
  • словесная,
  • зрительная,
  • вкусовая, осязательная, обонятельная

 

  1. по способу запоминания:
    • логическая,
    • механическая

 

  1. по длительности хранения
  • кратковременная (5-7 минут),
  • долговременная (длительное хранение информации)

 

  1. по наличию цели:
  • произвольная,
  • непроизвольная.

Ситуация 5

 

 

Ранний возраст

Дошкольный возраст

Память выделяется  в процесс на 2-ом году жизни

Преобладает непроизвольная, образная память

Наиболее развиты эмоциональная, двигательная, образная память

Развитие памяти приобретает интеллектуальный характер

Развитие словесно-логической памяти (реагирует на значение слова)

Словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание, расширяет сферу познания деятельности ребенком

Возрастает объем запоминания и сохранения материала

Складываются элементы произвольной памяти, предпосылки для овладения логическими приемами запоминания

Появляется воспроизведение (новый процесс для возраста)

 

 

Особенности развития памяти:

Ранний возраст

Дошкольный возраст

Многократное повторение действия

Наблюдение (обследование объектов) при участии различных анализаторов

Связывание предмета со словом

Включение материала в целенаправленное познание и предметную деятельность (непроизвольное запоминание)

Пальчиковые игры (слова + игра + эмоциональный контакт со взрослым)

Эмоциональность материала (интерес к запоминанию). Создание ситуаций для закрепления, усвоения материала в игре, беседе.

Художественное слово (беседы, заучивания стихотворений одного в неделю, пересказ художественных произведений)

Режим дня (повторение одних и тех же действий в повторяющихся ситуациях в одно и тоже время – непроизвольная память)

Разыгрывание сценок (образ + движение + словесная память)

Побуждение «Вспомни»  - обращение к опыту ребенка (произвольная память)

Наблюдение (обследование объектов) при участии различных анализаторов

Мотивация запоминания «Зачем?» (где можно использовать эти знания)

Обучение логическим приемам запоминания (5-6 лнт)

Сравнение результатов с образцом

Задачи на самоконтроль

Дидактические игры


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условия развития памяти:

 

 

Воображение

Воображение – это процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте.

Оно позволяет представить результат деятельности до ее начала.

Воображение является необходимым условием деятельности, всегда направлено на практическую деятельность.

Виды воображения:

  1. пассивное (нереальное, направленное на удовлетворение  потребности или желания).

 

  1. активное (направлено на решение конкретной задачи, определяется волевыми усилиями).

 

Особенности развития воображения:

Ранний возраст

Дошкольный возраст

Складываются предпосылки представлений

 Приообретает произвольный характер, предполагая создание, планирование и реализацию образа

Воображение появляется в игре, когда возникает воображаемая ситуация и игровое переименование предметов

Появляется фантазирование

Функционирует только с опорой на реальные предметы и действия с ними

Осваиваются приемы и средства создания образов

 

Воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов

 

Условия развития воображения:

Ранний возраст

Дошкольный возраст

Включение ребенка в мнимые ситуации, на котором основаны забавы, розыгрыши (катают на коленях, делая вид, что роняют и т.п.)

Участие в сюжетных играх, выбор разных ролей, персонажей

Использование игрушек народного фольклора

Использование бросового материла

В мнимых ситуациях сначала ребенок участвует с помощью реальных действий (бегает, прыгает)

Обучение способам преобразования прошлого опыта,  различные комбинации с предметами

Взрослый учит имитировать действия людей и животных

Реализация замыслов в продуктивных видах деятельности с обязательным проговаривание в речи что и как будет сделано

Использование предметов-заместителей

Формирование критичности мышления (бывает ли летом снег?)

Создание проблемных ситуаций (нужно угостить куклу конфетами, а их нет)

Позиция взрослого как незнающего, неумеющего

Обыгрывание продукта деятельности

 

Ситуация 6

 

 

 

 

 

 

Приложения.

Ситуация 1

Для чего на занятиях с дошкольниками педагоги используют элементы игры, продуктивные виды деятельности, частую смену форм деятельности. Какой вид внимания является преобладающим в дошкольном возрасте?

 

Ситуация 2.

При рассматривании картины «Улицы города» педагог задает детям следующие вопросы: Что изображено на картине? Как вы узнали, что это улица города? Сосчитайте, сколько этажей в многоэтажном доме? Как еще узнать, что здесь нарисована часть города? (едут трамваи, автобусы). Кто знает, как назвать одним словом автобусы, трамваи, машины? (транспорт). Почему в городе должно быть много видов транспорта?  Для чего в городе существуют правила дорожного движения? Почему не все машины и пешеходы двигаются? Какие из них стоят?

В каких мыслительных операциях упражняет педагог детей?

 

Ситуация 3.

Мама предложила дочке (4 года) решить задачу: «Летели 4 птички, сели на деревья. На каждое дерево села одна птичка. Сколько было деревьев?». Девочка задачу не решила. Тогда мама вырезала из бумаги птичек и деревья, и снова предложила дочке решить задачу. Девочка решила задачу правильно.

Какую закономерность детского мышления отражает приведенный пример?

Как развивать мышление детей этого возраста?

 

Ситуация 4.

Саша (5 лет) по комнате возил машинку. От резкого движения машина закатилась под диван. Мальчик пришел к маме на кухню и попросил щетку. На вопрос мамы: «Зачем?», ответил: « Машина за диван укатилась, надо достать».

Какой вид мышления свойственен Саше?

Какие приемы использует взрослый, развивая такой вид мышления?

 

Ситуация 5

Пете (4,5 года) предложили рассмотреть картинки, потом забрали их и попросили назвать изображенные предметы. Мальчик не сумел назвать многие предметы, только что рассмотренные им на картинках.

Мише (4,5 года) дали рассмотреть эти же картинки и попросили отложить изображения тех предметов, которые могут понадобиться на кухне, в детской комнате. Затем картинки у него забирались и предложили перечислить изображенные на них предметы. Мальчик назвал все слова.

Какие особенности развития памяти дошкольника отражены в этих примерах?

 

Ситуация 6

Существует мнение, что воображение у дошкольника развито лучше, чем у взрослого.

 Правильно ли это утверждение?

 

 

 

Поиск

Календарь
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024