1. Исключить физическое наказание ребенка, как разрушающее личность и незрелое поведение взрослого, ведь ребенок берет пример с родителей.
2. Обязательно останавливать ребенка во время проявления физической агрессии ко взрослым, другим детям или животным. Можно просто физически остановить его руку; прикрыть рот, если кусается. При этом нужно говорить: «Нет», «Нельзя», «Мы не деремся» и т.п. Чем младше ребенок, тем проще останавливающие фразы. Они должны быть произнесены четко, уверенно, но без злости.
3. Полезно предложить ребенку проявить агрессию к какому-то неживому предмету , чтобы все-таки выплеснуть накопленную негативную эмоцию (злость, раздражение, обиду и т.п.) Ведь ее обязательно нужно выплеснуть, особенно детям до 5 лет, которые не могут (в силу своей психической незрелости ) сдерживать свои эмоции. Таким образом мы можем предложить ребенку подраться подушками, побить стул, покричать громко (игра: кто громче), побегать на перегонки, постучать палкой ковер, постучать ногами, покусать яблоко, по-швырять мягкими игрушками, порвать бумагу, разбросать кубики и т.п.
4. Необходимо понимающе озвучивать эмоциональное состояние ребенка (активное слушание) : «ты злишься», «вижу ты обиделась», "ты — расстроился» для того чтобы обозначить ребенку то чувство, которое он испытывает.
5. Обязательно останавливать ребенка силой, но не бить его в ответ. При этом не играть, не шутить, и не манерничать , чтобы ребенок понял: это серьезно
6. Включать для прослушивания или читать ребенку терапевтические сказки (о дерущихся, кусающихся или злящихся героях). Так же использовать другие методы терапии: игро-терапия, арт-терапия (давай нарисуем твою «злюку», скомкаем твое плохое настроение и выбросим ) и т.п.
7. Когда ребенок уже успокоился -вести беседы о случившемся: ты себя чувствовал злым, поэтому хотел меня покусать, но мне больно и неприятно…. Я тоже иногда злюсь, но при этом я успокаиваюсь когда…..(указать как) …Спрашивать ребенка почему он так поступил, спокойно обсудить как можно по другому.
Черняева Екатерина Николаевна (педагог-психолог): Успешное приучение будет зависеть от трех факторов.
К ним относятся: 1)Развитие органов, в частности мочевого пузыря, прямой кишки, мышц брюшного пресса.
2) Развитие нервной системы.
3) Педагогическая наблюдательность и активность близких родственников.
Вот некоторые следующие рекомендации:
Родители нужно быть настроено терпимо и не требовать от малыша быстрых результатов.
Приучение должно быть регулярным, при каждом промахе нужно мягко объяснять ребенку, что удобнее садиться на горшок. Если сажать его от случая к случаю, то процесс приучения затянется.
Стоит учитывать настроение дочки или сына. Обучение любым новым навыкам надо проводить в позитивном ключе. Когда дети больны или не в духе, лучше не настаивать на обязательном походе в туалет.
Самое благоприятное время для обучения – это лето. Можно приучать малыша к новому знанию и дома, и на улице. К тому же летнюю одежду легче постирать и высушить.
Наблюдайте за ребенком, учитывайте количество выпитой жидкости и индивидуальный режим. Стоит предложить горшок после сна, выпитого сока или через несколько минут после обеда. Включайте высаживание на горшок в распорядок дня. Пусть это станет обязательным ритуалом при выходе на прогулку и перед сном.
Желательно активно показывать свою радость в случае успеха. Если случился промах, то не нужно демонстрировать свое расстройство.
Ребенку интересно играть и самостоятельно выполнять многие действия. Пусть он выльет содержимое в унитаз, помоет горшок, закроет его и положит на место. Если ему любопытно, то он будет возвращаться к туалетному предмету вновь. Поощряйте это стремление.
Пусть горшок стоит на видном месте. Если его запрятать в угол, то ребенок будет про него забывать или не сможет найти в случае необходимости.
Не нужно сразу не расставаться с подгузниками. Их можно использовать во время ночного сна или во время длительной поездки. Но одевая подгузник, не забываем высаживать ребенка на горшок. Хвалите его за сухой подгузник и за любое стремление к горшку.
Горшок желательно выбирать самый простой и удобный. Не стоит покупать этот предмет с дополнительными аксессуарами, например, выступающими ушами или носом-пищалкой. Ребенок не должен ассоциировать горшочек с игрушкой. Надо объяснять, что он нужен для того, что «пописать» и «покакать».
Устройте с малышом ролевую игру. Пусть любимая игрушка ходит на горшок, дети воспринимают мир образно, поэтому такая игровая деятельность позволит закрепить результат.
Чтобы приучение к горшку прошло успешно и без протестов со стороны малютки лучшее время – второй год жизни. Совершенно нормальным считается, если малыш до трехлетнего возраста иногда делает лужицы. Желательно приступать к началу туалетной науки при появлении первых признаков готовности. Нельзя применять насилие при обучении, если у крохи не получается, то лучше отложить приучение до подходящего момента. Самое главное, сильно не переживать за итоговый результат. В конечном итоге малыш обязательно научиться пользоваться горшком.
Желаем успехов!