«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В.А. Сухомлинский
Существует 2 вида моторики: большая и мелкая. В дошкольные годы наиболее быстро развивается способность совершать движения телом большой амплитуды (большая или грубая моторика). Развитие способности совершать точные движения малой амплитуды (тонкая или мелкая моторика) происходят медленнее, т.к. в центральной нервной системе ребенка еще продолжается процесс миелинизации. К тонкомоторным движениям можно отнести: пользование вилкой, ложкой, письмо, нанизывание бусинок на нитку, вдевание нитки в иголку, отщипывание бумаги и пластилина.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.
Пальчиковые упражнения для старших дошкольников
«Колечки»
Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем последовательно: указательный, средний и т.д.
Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке: вначале - каждой рукой отдельно; затем - вместе.
«Колечки с усложнением»
Дети, собравшись в кружок, выбирают водящего, под счет которого собирают колечки из пальчиков. Внезапно водящий командует: «Без среднего! ~ И все игроки продолжают перебор, пропуская средний палец. Затем следует команда: «Без мизинца!» и т.д.
Темп счета убыстряется. Тот, кто ошибся, выходит из игры.
«Обратные колечки»
В такт счету совершать одновременные разнонаправленные движения левой и правой рукой: левой рукой смыкать большой палец поочередно со средним, безымянным пальцем и мизинцем, а правой, соответственно, - с безымянным, средним и указательным пальцами.
Затем следуют движения в противоположном направлении.
«Карандаши»
Положить на стол 10-15 карандашей, затем собрать одной рукой в кулак все карандаши, беря их по одному. Так же, по одному, выложить карандаши на стол.
Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем - другой.
Игра «Перемены»
С детьми разучивают позиции пальчиков, описанные ниже:
«Крючки», «Цепочка», «Слоник», «Тяни-толкай», «Мячик», «Домнк», «Цветок».
Для 4—5-летних детей достаточно 4 позиций, для 6-летних детей — 5 - 6 позиций.
Сначала дети вслед за взрослым несколько раз повторяют позиции пальцев, чтобы запомнить их. Затем выполняют условия игры:
Вместо цепочки делаем крючки,
Вместо крючков — цепочки.
Остальные — так, как есть.
Игра начинается медленно, затем ее темп увеличивается. Если дети после нескольких повторений не сбились, следует замена условия на новое, более сложное. Например:
Вместо слоника — домик,
Вместо домика — мячик,
Вместо мячика слоник,
А на цветок — запрет!
(То есть одну из пальцевых позиций повторять не нужно.)
Детям 4—5 лет при определенной тренировке доступна «5-шаговая перемена; будущие первоклассники справляются с 7 переменами и сами предлагают новые пальцевые фигурки и новые забавные задания, например: «Вместо домика — замри!»
«Крючки»
Руки сжаты в кулаки, мизинцы слеплены друг с другом.
«Цепочки»
Сомкнутыми большими пальцами и мизинцами правой и левой рук дети образуют колечки и сцепляют их.
«Слоник»
Правую ладонь поставь на выпрямленную левую: указательный и безымянный пальцы – передние ноги слона; большой и мизинец – задние; вытянутый средний палец – хобот.
«Тяни - толкай»
Ладони в горизонтальном положении соприкасаются тыльными сторонами. Средний и безымянный пальцы нижней руки направлены вверх, а так же пальцы верхней руки – вниз.
«Мячик»
Округленные ладони складываются одна с другой.
«Домик»
Ладони направлены вверх. Большой, указательный и средний пальцы каждой руки прижаты к ладоням. Основания ладоней и кончики безымянных пальцев соприкасаются. Мизинец правой руки поставить вертикально — «труба».
«Цветок».
Ладони направлены вверх и соприкасаются своими основаниями, образуя чащу. Пальцы разведены в стороны и даже прогнуты — «лепестки».
Пальчиковая гимнастика (комплекс N 1)
1.Ладони на столе (на счет"раз-два" пальцы врозь-вместе.)
2.Ладошка - кулачок - ребро (на счет"раз, два, три").
3.Пальчики здороваются (на счет "раз-два-три-четыре-пять" соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)
4.Человечек (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу).
5.Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).
Потешка: "ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК". Пальчик-мальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил. С этим братцем щи варил. С этим братцем кашу ел. С этим братцем песни пел. Воспитатель показывает большой палец правой руки и говорит, как бы обращаясь к нему: прикасается кончиком большого пальца к кончикам всех пальцев от указательного до мизинца.
Пальчиковая гимнастика (комплекс N 2)
1.Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки).
2.Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).
3.Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).
4.Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить).
5.Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).
Потешка "БЕЛКА". Сидит белка на тележке, Продает она орешки, Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому. Воспитатель и дети при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.
Пальчиковая гимнастика (комплекс N 3)
1.Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе).
2.Колечки (поочередно большой палец соединяется с остальными).
3.Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать).
4.Цветок (то же, но пальцы разъединены).
5.Корни растения (прижать корни-руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).
Потешка "ЭТОТ ПАЛЬЧИК". Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, Этот пальчик - мамочка, Этот пальчик - я, Вот и вся моя семья. Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
Пальчиковая гимнастика (комплекс N 4)
1.Пчела (указательным пальцем правой, а затем и левой руки вращать вокруг).
2.Пчелы (то же упражнение выполняется двумя руками).
3.Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их).
4.Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).
5.Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).
Потешка "БЕЛКА". ... Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик прыг в кровать! Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж заснул. Тише, пальчик, не шуми, Братиков не разбуди ... Встали пальчики, ура! В детский сад идти пора. Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Затем обратиться к большому пальцу, разогнуть все пальчики.
Пальчиковая гимнастика (комплекс N 5)
1.Замок (на счет "раз" - ладони вместе, а насчет "два" - пальцы соединяются в "замок").
2.Лиса и заяц (лиса "крадется" - все пальцы медленно шагают по столу вперед; заяц "убегает" - перебирая пальцами, быстро движутся назад).
3.Паук (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу).
4.Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе).
5.Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными).
Потешка "HУ-КА, БРАТЦЫ, ЗА РАБОТУ:" Hу-ка, братцы, за работу! Покажи свою охоту. Большому - дрова рубить. Печи все - тебе топить. А тебе - воду носить. А тебе - обед варить. А малышке - песни петь. Песни петь, да плясать, Родных братьев забавлять. Дети обращаются по очереди к правой и левой руке, согнутой в кулачок, поочередно загибая все пальцы.