Школа молодого родителя «Мотивы плохого поведения».
План.
1. Беседа «Портрет нежелательного ребенка».
2.Работа с таблицей «4 мотива плохого поведения».
3. Практическая работа.
- Беседа «Портрет нежелательного ребенка»
Предложить воспитателям, работая в подгруппах, составить портрет нежелательного ребенка (особенностей его поведения – капризный, кривляется, упрямится, агрессивный, истерит).
Основные причины плохого поведения: биологические (ЗПР,ЗРР, гиперактивность) и социальные (стиль общения и воспитания, возрастные кризисы).
Вступление. Непослушных детей, а тем более «отбившихся от рук», обвиняют, в их поступках видят злой умысел. Но на самом деле это особо чувствительные, легко ранимые дети. Они «сходят с рельсов» под влиянием жизненных нагрузок и трудностей, реагируя на них гораздо сильнее, чем дети более устойчивые. Следовательно, «трудный» ребенок нуждается прежде всего в помощи, а не в критике и наказаниях. Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в эмоциональной сфере.
Психологи выделяют четыре основные причины нарушения поведения детей:
1. Борьба за внимание.
Если ребенок не получает нужного количества внимания для нормального развития, то он находит свой способ его получить: он не слушается. Родители при этом делают замечания, отвлекаются от своих дел, тем самым уделяя ребенку хоть и не очень приятное, но внимание.
2. Борьба за самоутверждение.
Это борьба против чрезмерной власти и опеки родителей. Уже двухлетний малыш предъявляет требования «Я сам», которое сохраняется в течение всего детства, особенно усиливаясь в подростковом возрасте. Если ваши замечания слишком категоричны, резки и не всегда справедливы, ребенок начинает восставать.
3. Желание отомстить.
Дети часто бывают обижены на своих родителей. Особенно это ярко выражено, если ребенок отлучен от семьи: его воспитанием больше занимается бабушка, или родители больше внимания уделяют младшим детям, или если мать разошлась с отцом. В глубине души ребенок страдает, его захлестывает обида, но он выражает свой протест непослушанием, дерзостью.
4. Потеря веры в собственный успех.
Случается, что ребенок переживает свое неблагополучие в какой-либо одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой. Школьные неуспехи, не сложившиеся отношения с одноклассниками могут привести к запущенной учебе и к вызывающему поведению дома. У такого ребенка низкая самооценка. Накопив горький опыт критики в свой адрес, неудач, он теряет уверенность в себе, приходит к выводу, что у него ничего не получится, нечего и стараться, а внешне показывает, что ему все равно.
- Работа с таблицей.
Всякое серьезное нарушение – это крик о помощи. И вы можете ее оказать, лишь вникнув в глубинную причину непослушания.
Таблица «4 мотива поведения детей»
|
Привлечение внимания |
Власть |
Месть |
Избегание неудач |
Социальные причины |
Эмоциональная холодность родителей, внимание уделяется плохому, а не хорошему в поведении |
Мода на сильную личность; отсутствие примеров конструктивного поведения в окружении ребенка |
Рос насилия в обществе |
Слишком высокие требования от родителей и воспитателей |
Сущность поведения |
Получить особое внимание |
«ты мне ничего не сделаешь» |
Вредить в ответ на обиду |
«не буду и пробовать, все равно не получится» |
Сильные стороны поведения |
Потребность в контакте с воспитателем |
Смелость, сопротивление влияниям |
Способность защитить себя от боли и обид |
Нет |
Эмоциональная реакция взрослого |
Раздражение, негодование |
Гнев, негодование, возможно страх |
Обида, боль, опустошение в дополнение к негодованию и страху |
Профессмиональная беспомощность |
Первые (желаемые) реакции взрослого |
Сделать замечание |
Прекратить выходку с помощью физического действия |
Немедленно ответить силой или уйти от ситуации |
Оправдаться и объяснить неудачу с помощью специалиста |
Реакция ребенка |
Временно прекращает |
Прекращает выходку, когда сам решит |
Прекращает выходку, когда сам решит |
Попадает в зависимость от воспитателя, родителя; продолжает ничего не делать |
Способы предотвращения |
Учить привлекать внимание к себе приемлемыми способами; оказывать внимание за хорошее поведение |
Уходить от конфронтации; отдавать часть своих организаторских функций |
Строить отношения с ребенком по принципу заботы о нем |
Поддержка ученика, чтобы его установка сменилась на «Я могу» |
Техники экстренного педагогического вмешательства при взаимодействии с ребенком, цель которого – власть или месть:
Ищите изящный уход: признайте силу ученика, уберите зрителей, перенесите обсуждение вопроса и назначьте специальное время для обсуждения, озадачивайте ребенка.
Удаление: в пределах групповой комнаты, в другую группу, в специальное помещение, в кабинет администрации, удаление с применение силы.
Устанавливайте санкции: лишение права свободно распоряжаться своим временем, пользования предметами, доступа в различные помещения ДОУ, починка и ремонт предметов и вещей, возмещение убытков.
отличие санкций от наказания:
1. Последствия должны быть тесно связаны с нарушением поведения.
2. Должны быть соразмерны поступку.
3. Должны быть созидательными(говорить о плохом поведении, а не о плохом ученике, не сравнивать ребенка с другими, не обвинять, не стыдить и не позорить, избегать чтения морали и лекций о поведении).
- Решение практических ситуаций.
Как определить мотив поведения?
Предлагаем потренироваться на следующем примере: «Ребенок сидит на стульчике и рыдает».
Мотив этого поведения можно определить лишь по дополнительным сведениям:
Вы подошли и плач сразу прекратился – это «привлечение внимания».
Вы подошли и плач стал громче – это «власть».
Если все это происходит на вашем открытом уроке в присутствии комиссии – это «месть».
Если ученице нужно отвечать, а она боится или не может, - это «избегание неудачи».