Статья по материалам VII областного научно-практического семинара «Рухи мирас» (Духовное наследие)
«Роль образовательного учреждения в развитии поликультурной среды регионального образования»
«Роль образовательного учреждения в развитии поликультурной среды регионального образования»
январь 2011г.
ЭФФЕКТИВНЫЕ УСЛОВИЯ ОВЛАДЕНИЯ ВОСПИТАННИКАМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
НОРМАМИ РЕЧИ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО ВЗРОСЛЫМ
НОРМАМИ РЕЧИ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО ВЗРОСЛЫМ
Гачихина Марина Владимировна
воспитатель
воспитатель
МДОУ центр развития ребенка –
детский сад № 394 «Парус»
детский сад № 394 «Парус»
Общеизвестно, что родной язык играет уникальную роль в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как "узел", в котором сходятся различные линии психического развития – мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Учеными психолого-педагогической науки доказано, что дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической [3].
Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстникам о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам, а иногда и раньше, дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными [5].
Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Развитие устной диалогической и монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Каковы же основные условия овладения воспитанниками нормами (установленным порядком, строем) речи?
Культурный смысл понятия «условие» многогранен. Согласно определению Ожегова С.И., это:
1) данные, требования, из которых следует исходить
2) требование, предъявляемое одной из договаривающейся сторон
3) обстоятельство, от которого что-нибудь зависит
4) обстановка, в которой происходит, осуществляется что-нибудь
5) правила, установленные в какой-н. области жизни, деятельности [7]
В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования подчеркивается значение реализации содержания образовательных областей «Коммуникация», «Чтение художественной литературы» для развития личности ребенка дошкольного возраста.
Итоговые результаты освоения детьми образовательной программы дошкольного образования включают такие интегративные качества ребенка, как владение и адекватное использование вербальных и невербальных средств общения со взрослыми и сверстниками, освоение диалогической речи и конструктивных способов взаимодействия со взрослыми сверстниками, способность к изменению стиля общения в зависимости от ситуации [6].
Автор программы развития речи детей дошкольного возраста Ушакова О.С. отмечает, что только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника [5].
Немаловажны исследования теории речевой деятельности, сформулированные в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, Ф.А. Сохина, А.М. Шахнаровича. В общем виде их взгляды на закономерности речевого развития дошкольников, на природу языковой способности можно представить следующим образом:
- речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;
- язык и речь рассматриваются как ядро, находящееся в центре различных линий психического развития - мышления, воображения, памяти, эмоций;
- ведущим направлением в обучении родному языку является формирование языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи;
- ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений за языком, для саморазвития речи [5].
Уникальность и неповторимость развития коммуникативных способностей дошкольника в системе отношений взрослого и ребенка подтверждается учеными А.В. Запорожцем, Л.А. Венгером, В.В. Давыдовым и др.
Поэтому обстоятельством, в ходе которого осуществляется развитие речи ребенка: понимание смысла слова и обогащение словаря, усвоение системы языковых понятий и закономерностей, овладение звуковой культурой речи, формирование связной речи, является педагогический процесс.
Обстановка, в которой происходит овладение детьми нормами родного языка, предъявляет определенные требования к речи взрослого и к организации окружающего образовательного пространства.
Важную роль в речевом развитии детей имеет образец правильной, ясной, точной, содержательной речи взрослого (педагога, родителя), а также его внимательное отношение к речи воспитанников. Внимание выражается в постоянном контроле за речью детей, исправлением недочетов произношения, обогащении детского словаря, оценке-стимулировании их коммуникативных способностей.
Стимулирование речевой активности детей осуществляется также посредством создание речевой среды в дошкольном учреждении и семье, обогащенной художественной литературой, речевыми играми, наглядно-познавательными пособиями, ситуациями-иллюстрациями, схемами, моделями речевой деятельности и др.
В исследованиях лаборатории развития речи НИИ дошкольного воспитания АПН СССР (ныне - Институт дошкольного образования и семейного воспитания РАО) под руководством Ф.А.Сохина и О.С.Ушаковой подчеркивается, что в основе развития речи лежит активный, творческий процесс овладения детьми языком, формирования речевой деятельности.
Развитие речи традиционно осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях по речевому развитию, социальному и природному миру и др., а также вне занятий - в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни ребенка.
Особое внимание хочется обратить на влияние совместной деятельности педагога с ребенком с целью становления его коммуникативных способностей [4].
В дошкольном учреждении широко используются различные игры на развитие слухового внимания у детей, пальчиковые игры, сопровождаемые образной речью. Особое внимание необходимо обратить на задания, связанные со сменой пальчиковых поз, воспроизведение заданного темпа в движениях в ходе ежедневного проведения пальчиковой гимнастики.
На начальных стадиях овладения воспитанниками нормами речи важным является использование воспитателем приема озвучивания действий на протяжении всего образовательного процесса: одевания, раздевания, умывания, приема пищи и т. д. При этом речь воспитателя не должна быть стереотипной. При реализации разных функций речи: обозначающей, комментирующей, обобщающей, планирующей, контролирующей речь становится средством активизации речевой деятельности детей и организации их собственного поведения.
Речевое комментирование воспитателем организации жизнедеятельности детей способствует также более комфортному переходу ребенка от ситуативно-личностного общения к сотрудничеству со взрослым с целью получения от него новых сведений об окружающем мире и новых способов действий [8].
На основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности происходит совершенствование восприятия более сложных образцов речи, различных вариантов предложений, обогащение словаря, уточнение и усвоение лексических и грамматических значений слов. Это ведет к развитию потребности в общении со взрослым на познавательные темы и к активным познавательным действиям. Общение приобретает инициативный характер, ребенок чувствует потребность в активных самостоятельных действиях.
На занятиях по речевому развитию специфическими приемами, стимулирующими процесс освоения детьми норм родного языка, являются:
1. Показ и рассматривание предмета. То, что показывает и называет взрослый, приобретает для ребенка особый интерес, вызывает радостные эмоции, которые он переносит на взрослого, тем самым данный прием помогает наладить контакт с ребенком, построить положительные взаимоотношения.
2. Выполнение действий с предметом. Выполнив вместе с воспитателем ряд действий с предметом, ребенок переносит это в самостоятельную игровую деятельность, что способствует развитию игры детей и, как следствие, развитию взаимоотношений детей.
3. Просьбы, поручения. Этот прием помогает сформировать у детей ориентировку в окружающем, учит правильно обращаться с просьбой к сверстнику или взрослому. Это приводит к формированию умения самостоятельно выражать просьбу, что, прежде всего, необходимо в общении детей друг с другом в условиях игры и другой совместной деятельности.
4. Вопросы — ответы. Данный прием используется для активизации речи детей: побуждает детей к усвоению правил диалогической речи, а также позволяет, развить у детей умение вслушиваться в обращенную речь взрослого и сверстника, тем самым развивая социальную перцепцию и ориентировку.
5. Опосредованное общение через игрушку создает непринужденную обстановку в группе, что очень важно для развития вербальной и невербальной коммуникации, способствует снятию страхов неизвестности, несоответствия требованиям взрослого, «брошенности», вызывает повышение познавательного интереса детей, что ведет к более быстрому привыканию к условиям ДОУ.
6.Многократное проговаривание речевого материала или комментирование действий. Этот прием способствует непроизвольному запоминанию речевых образцов и дальнейшему сознательному их использованию в аналогичных ситуациях, а также помогает формировать у ребенка произвольную регуляцию деятельности и поведения. Комментирующая речь оказывает большое положительное влияние на эмоциональное состояние детей, которое достигается положительной оценкой деятельности ребенка и его действий [2].
Таким образом в условиях совместной деятельности со взрослым: повседневном общении и организованной специальной речевой
деятельности наиболее благоприятно осуществляется овладение ребенком дошкольного возраста нормами речи, что в дальнейшем оказывает существенное влияние на развитие языковой и коммуникативной культуры взрослого человека.
Литература:
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Издательский центр Академия, 1997. – 400с.
2. Арушанова А.Г., Юртайкина Т.М. Формы организованного обучения родному языку и развитие речи дошкольников //Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников/Под ред. А.М. Шахнаровича. – М., 1993. – 27 с.
3. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1969. – 135 с.
4. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А.Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования. – М., 1991.
5. Ушакова О.С. Программа по развитию речи детей дошкольного возраста. – М.: Изд-во Совершенство, 1999. – 384 с.
6. "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования", приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655
7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. – М.: АЗЪ, 1996. – 928 с.
8. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослым/Под ред. М.И. Лисиной. – М., 1985.